Этот вопрос, в первую очередь, волнует родителей юных флейтистов. Как купить флейту так, чтобы не очень потратиться, и ребенок мог бы учиться без потери качества?
А во-вторую, этот вопрос очень сильно волнует родителей студентов музыкального колледжа или консерватории, когда преподаватель вдруг говорит, что надо менять инструмент! И осознание суммы, которую надо бы потратить на новую флейту, большинство родителей просто шокирует!
Диапазон цен на флейты от ученических – несколько десятков тысяч рублей, до профессиональных – миллионы рублей. А ведь для родителей, не знакомых с тонкостями инструмента, они все «на одно лицо» - выглядят одинаково, блестят.
Автомобили вроде тоже одинаковые, в салоне все красивые, и у всех 4 колеса, руль. Но почему-то мы всегда интересуемся и мощностью мотора, и свойствами подвески, и системами, помогающими преодолеть подъем или войти в поворот. И желательно взять не механику, а автомат – ведь так проще и не надо задумываться о каком-то сцеплении. А еще хорошо, чтобы марка была известная и надежная!
У флейты, как и у большинства высокотехнологичных изделий множество нюансов и качеств. И, как и везде, чем эти качества лучше, тем больше цена!
Если есть возможность, то конечно можно взять и новый мерседес, и это здорово! Но если такой возможности нет, то мы отталкиваемся от бюджета и потребностей.
Так и уровень инструмента должен соответствовать уровню задач, стоящих перед ребенком.
Инструмент для музыкальной школы
Хороший инструмент для начинающего флейтиста можно подобрать за 30 – 40 тысяч рублей. Более дешевые китайские аналоги покупать невыгодно, т. к. их механика непрочна и ограниченно ремонтопригодна. Поэтому, даже если вы не планируете продолжать обучение после музыкальной школы, и занимаетесь "для себя", лучше купить качественный инструмент, который прослужит вам все годы обучения, а не постоянно ремонтировать разваливающийся хлам.
По аналогии с автомобилями, можно конечно, для начала, для обучения вождению, покататься и на разваливающейся «классике», но тогда заодно придется и научиться её ремонтировать или же стать постоянным клиентом автосервиса, что нивелирует выгоду от небольшой цены. Поэтому, как правило, берут дешёвую или не сильно подержанную иномарку.
Колледж
Родителям нужно понимать, что с флейтой уровня музыкальной школы сложно поступить в колледж. Если это и удастся, то инструмент придется менять почти сразу после поступления, т.к. колледж - первая ступень профессионального образования, и требования к студентам серьезно повышаются!
Усложняются требования к строю инструмента, который в большой степени зависит от его качества. А на ученической флейте, юному студенту придется, как минимум, тратить массу времени и сил на корректировку "выпадающих" по строю нот в ручном режиме.
Задача ученических инструментов - максимальная простота звукоизвлечения, облегчающая начальные этапы обучения. Впоследствии оказывается, что это преимущество оборачивается проблемой недостаточного богатства тембра, и как следствие, отсутствия выразительности звука.
В колледже объясняют, что произведения разных эпох и жанров исполняются разным звуком, и предъявляют к исполнителю значительно более сложные требования, чем простое попадание в ноты.
Цены на «студенческие» флейты ориентировочно варьируются от 70 тысяч за б/у модель, до 250 тысяч за новую.
Продолжив аналогию с машинами, можно сказать, что после обучения вождению уже хочется, чтобы машина ездила, и быстро; присутствовал комфорт, кондиционер и прочие радости. Водитель, научившись ездить начинает понимать, что именно ему нужно от машины. И уже хочется взять хорошую иномарку и желательно новую!
Консерватория
Ваш студент собрался поступать в Консерваторию. Надо ли менять тот инструмент, на котором так хорошо игралось в колледже? Вроде бы и не такая плохая флейта, зачем её менять? Почему требуется профессиональная флейта?
Давайте посмотрим на задачи, которые встанут перед студентом консерватории:
- Овладение инструментом в высшей степени профессионализма!
Для исполнения музыкального материала на новом уровне требуется серьёзная продуманность фразировок, которая невозможна без минимизации расхода дыхания, выразительности динамики, ровности звучания регистров; и на всё это, и многое другое влияет качество инструмента.
У профессиональных и полупрофессиональных инструментов повышается скорость ответа механики; появляются опции выбора, например, формы игрового отверстия, дополнительные трельные клапана, ролики и прочее.
Пример экономии дыхания очень нагляден – хороший инструмент экономит дыхание флейтиста, которого много не бывает. И чем лучше инструмент, тем проще сыграть партию, критичную по дыханию.
2. Участие в конкурсах.
Конкурсы будут разные: это и конкурсы исполнительского мастерства, и конкурсы в оркестр. В любом случае флейтистов будут оценивать по звуку, по владению инструментом.
Исполнители на деревянных духовых особенно сильно зависят от качества своего инструмента.
Конечно, флейта играет не сама, и хороший флейтист может скорректировать некоторые недостатки инструмента, но возможности такой корректировки сильно ограничены. И пока один конкурсант борется с инструментом, другой эти силы направляет на выразительность, музыкальность, полутона и прочее.
По опыту участия в международных конкурсах, могу заметить, что в основном, у участников из европейских стран, инструменты профессиональные и стоят немалых денег. А ведь у них еще и не плохо учат.
И даже при прочих равных, скорее всего, лучше сыграет тот, у кого лучше инструмент.
Опять же, продолжая автомобильную аналогию, если вы решили участвовать в профессиональных гонках, то простенькая иномарка с посредственным мотором вам не подойдет, вы провалитесь уже в квалификации.
К моменту поступления в консерваторию, для участия в конкурсах, флейтист, как правило понимает (должен понимать), какой инструмент нужен, какие опции ему необходимы, и становится понятно (к сожалению, только ему), за что платятся такие деньжищи. А цена за профессиональную флейту ограничена только вашими финансовыми возможностями.
Заключение
Попробовав дорогой, хороший инструмент, вдруг понимаешь, что десятки часов, потраченные на нивелирование несовершенств флейты можно было провести намного более эффективно. И те счастливчики, кому повезло заполучить дорогой инструмент уже далеко впереди, и занимаются выразительностью и музыкальностью, а не борьбой с инструментом.
И не стоит менять инструмент непосредственно перед экзаменом, конкурсом, значимым выступлением – к флейте надо привыкнуть, что-то придется строить заново! Эйфория от новенького инструмента пройдёт через две недели, и начнётся серьёзная работа по исследованию возможностей и их освоению, которая продлится не менее полугода.
И, к сожалению, да, без хорошего (читай- дорогого) инструмента, хорошим флейтистом не стать, престижный конкурс не выиграть!
Главная цель заметки - это донести до родителей начинающих флейтистов, что если вы видите своего ребенка в будущем профессиональным флейтистом, то необходимо учитывать и будущие траты на новый инструмент! И не надо думать, что вы закрыли вопрос музыкального инструмента раз и на всегда, купив флейту за 40 тысяч! К сожалению, это только первый шаг.
Цены в статье приведены очень ориентировочно, серьезного анализа рынка не проводилось.
Читайте так же статьи:
· про исполнительское дыхание.
Если у вас есть уточнения или дополнения - добро пожаловать в комментарии.
Подписывайтесь на канал и группу Вконтакте.