Найти в Дзене
Автомобильная Россия

Почему Москвич 400 нельзя считать полной копией Опель Кадет К-38 и причем здесь КИМ 10-52

Советский автопром имеет интереснейшую историю покрытую тайнами и загадками. Властелин колец с Гарри Поттером отдыхают. Казалось бы история создания Москвич 400 известна всем. Скопировали немецкий Кадет К-38 и вся история. На самом деле не всё так просто. Внешне машины конечно похожи, чему есть простое объяснения, но конструктивно автомобили разные.
В Совнаркоме СССР весной 1939 года выходит

Советский автопром имеет интереснейшую историю покрытую тайнами и загадками. Властелин колец с Гарри Поттером отдыхают. Казалось бы история создания Москвич 400 известна всем. Скопировали немецкий Кадет К-38 и вся история. На самом деле не всё так просто. Внешне машины конечно похожи, чему есть простое объяснения, но конструктивно автомобили разные.

-2

В Совнаркоме СССР весной 1939 года выходит постановление, суть которого в необходимости создания машины для личного пользования. Работой поручено заниматься инженерам московского завода Коммунистического интернационала молодёжи. На предприятии КИМ за основу взяли машину привезенную из Британии - Ford Perfect. Именно эта малолитражка подходила по всем параметрам.

Уже в 1940 году началось мелкосерийное производство КИМ-10 в двухдверном кузове. Однако Сталину такая конструкция не понравилась и он заявил, что советскому народу нужна более практичная 4-ех дверная модель. Тогда вождю народов показали более практичный вариант КИМ-10-52. Основательно переделанная советскими инженерами конструкция должна была стать массовой народной машиной.

КИМ-10-52
КИМ-10-52

Для новой машины КИМ-10-52 была разработана техническая документация, оснастка и оборудование, штампы кузовных деталей. Но в 1941 году начинается ВОВ и завод КИМ решено эвакуировать из Москвы на Урал. А проект создания малолитражки приостанавливают.

К 1945 году вопрос производства авто для народа вновь на повестке дня. Инженерам создавшим КИМ-10-52 дают задание продолжить работу. При этом выясняется, что часть оборудования и технической документации на КИМ утеряно во время эвакуации. Решено вывести уцелевшее после войны оборудование с завода Opel в немецком Рюссельсхайме. Правда после английской бомбежки, завод который уже давно перепрофилировали на производство авиационных двигателей, никакого уцелевшего оборудования не имел. В подвалах нашли некоторое количество неисправной оснастки для производства кузовных панелей. Никакой технической документации не было вообще, её вывезли американцы.

-4

Позже выяснилось, что на заводе Рюссельсхайме делали Опель Кадет, но исключительно в двухдверном кузове. В советском правительстве не вникали в такие мелочи и в 1945 году выпустили постановление о производстве на МЗМА (бывший КИМ) автомобиля Опель Кадет К-38 под советским названием... Инженеры по сути слепили машину из того, что было в наличии. Взяли технические наработки 4-ех дверного КИМа и уцелевшее оборудование от двух дверного Кадета.

-5

При создании машины возникла новая проблема. Где брать двигатель для нового авто? Ни технической документации, ни оборудования в Германии нет, как и понимания, какой силовой агрегат нужен.

Решался вопрос следующим образом. В Берлине собрали группу немецких инженеров и конструкторов, которые работали на заводах Опель не успевших сбежать на Запад. Задачу перед ними поставили нелегкую, воссоздать похожий мотор в кротчайшие сроки. Так и появился 23-сильный бензиновый мотор с чугунным блоком цилиндров, баббитовыми подшипниками и нижнеклапанной конструкцией.

-6

Еще одна группа немецких специалистов работала в Шварценберге занимаясь конечным экстерьером машины. Советская военная администрация в Германии внимательно курировала эти процессы, поскольку сроки были максимально сжатые.

-7

Подавляющая часть оборудования для производства новой советской малолитражки была произведена на ГАЗе и ЗИСе. А вывезенная из Германии оснастка была просто наглядным пособием для советских инженеров. Поскольку технической документации все равно не было.

-8

Массовое производство Москвич 400 должно было стартовать летом 1946 года. Но в реальности завод заработал только в декабре 1946 года. Цена на советскую малолитражку составляла 8000 рублей. Объем производства с каждым годом увеличивался. К 1953 году собрали около 100 000 штук.

-9

В 1954 году на конвейер встала рестайлинговая модель - Москвич 401. Изменения в первую очередь касались технической части. Мощность силового агрегата подняли до 26 л.с., модернизировали 3-ступенчатую механическую коробку передач... Но и цена возросла до 9000 рублей.

P.S. Лет 15-ать назад сосед по даче выбрасывал черный Москвич 401 на помойку, предлагал забрать бесплатно... Чего я такой глупый был, сейчас бы владел раритетом.