Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это отправная точка каждого школьника в сегодняшней системе образования. Именно от ЕГЭ зависит то, куда сможет поступить выпускник, будет ли он учиться за счет государства или необъятная финансовая ноша (в виде оплаты за обучение) упадет на его семью, а так же для юношей актуален вопрос, пойдет ли он в армию? За что и почему в данном случае критикуют ЕГЭ?
«Единый государственный экзамен — это война, которую чиновники объявили родителям, детям, учителям. Сообщения об экзаменах — это сводки с театра военных действий. Но я все-таки очень надеюсь, что когда-нибудь эта война закончится и ЕГЭ отменят»
Данный тезис несколько лет назад выдвинул Андрей Максимов писатель и общественный деятель современной России. Данной высказывание поэтично и с литературной позиции крайне удобно, однако в нем автор не говорит причин, по которым ЕГЭ - это именно война.
На сегодняшний день критика единого государственного экзамена сводится к 11 следующим тезисам:
1) В результате перехода от полноценного экзамена к тесту страдают логические, творческие и мыслительные навыки в целом, идет устремление к рациональному мышлению, которое в современном высокотехнологичном мире куда менее востребовано.
2) В некоторых частях тестового контроля до правильного ответа можно дойти используя лишь метод исключения, случайности или догадки, без полной базы знаний о материале, и, как следствие, ряд выпускников демонстрируют знания выше, чем имеют на самом деле (особенно данный пункт касается выпускников набирающих минимальное количество баллов, только переходящих порог).
3) ЕГЭ не позволяет полностью устранить коррупцию, сегодня известны случаи, когда в ряде регионов России выпускники набирали значительно больше баллов, за счет взяток должностным лицам (или, например, прорешиванию КИМов педагогами).
4) При компьютеризированной проверки частей А и В возникает проблема распознавания почерка, которая, зачастую, лишает выпускника баллов. Так же данный пункт не оспаривается апиляционно.
5) Формат ЕГЭ не соответствует знаниям, получаемым на уроках, поэтому зачастую учителям и ученикам требуется значительно больше времени на подготовку к экзамену.
6) Нельзя одним материалом проверять качество знаний учеников разных школ и разной степени подготовленности.
7) В ЕГЭ не учитываются склонности или специальности школ, отсутствует градация для школ с углубленным изучением той или иной дисцеплины.
8) ЕГЭ приводит к созданию целой прослойки репетиторов, которые не обучают учащихся, а лишь натаскивают на большее количество баллов экзамена.
9) По неязыковым предметам ЕГЭ можно сдать только на русском языке, из-за этого страдают национальные меньшинства Российской Федерации.
10) В ЕГЭ по обществознанию присутствуют неприемлемые формулировки и спорные варианты ответа.
11) ЕГЭ по русскому языку не может полностью заменить формат выпускного сочинения.
Безусловно, сегодня есть целая прослойка авторов и научных деятелей, защищающих ЕГЭ, как единственный возможный вариант проведения экзамена. Такие авторы готовы идти на компромиссы с критическими тезисами, но, как показывает практика, их идеи игнорируются высшими инстанциями.
В 2020 году с ЕГЭ развязался крупный скандал: выпускников на ЕГЭ по химии ждал сущий ад. Усложненные задания, из-за которых было многие выходили в слезах из аудиторий. Учеников поддержали из родители (созданием петиций), а так же свою точку зрения высказал химик-практик Сергей Арутюнян, который указал, что ЕГЭ по химии никак не рассчитано на школьную программу.
Данный скандал далеко не исключение: ежегодно сотни выпускников сталкиваются с несправедливой оценкой своих знаний, что приводит к стрессу, моральной и физической усталости и нежеланию продолжать учиться.