Найти тему
Лина Мунасипова

Почему дети не хотят читать книги. (Моя версия).

Сейчас многие родители считают, что дети не хотят читать из-за гаджетов: смартфоны, ноутбуки, планшеты вытеснили внимание детей, отвлекли от книг. Доля истины в этом есть. Но думаю, есть еще одна причина, и, пожалуй, самая главная. По-крайней мере, мои наблюдения вызвали у меня такую версию.

ДЕТЯМ НЕ ДАЮТ ВЫБИРАТЬ САМИМ!

КНИЖКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫБРАНЫ САМИМИ ДЕТЬМИ!

Очень часто книги для детей покупаются либо самими родителями, либо бабушками и дедушками без участия тех, для кого эти книжки предназначены. Я никогда не видела, чтобы ребенка подвели к книжным полкам в магазине и предложили бы что-то выбрать. Наоборот, когда ребенок сам что-то высмотрел из книжек и просит взрослого купить, то получает, в большинстве случаев, отказ. "Нет денег", "Мы же сюда не за книгами пришли", "Давай в другой раз" и тому подобные отговорки звучат очень-очень часто. И впрямь, часто у родителей на тот момент другие планы на покупки, и денег действительно не хватает, и много других уважительных причин для отказа. Но ребенок испытывает острое чувство разочарования в таких ситуациях, это во-первых. А во-вторых, он привыкает к мысли, что книги не так и уж важны. Ведь взрослые их покупают по остаточному принципу. А в- третьих, когда у родителей наконец-то созревает решение купить малышу книжку, они покупают ее на свой вкус. ЭТО НЕ ВЫБОР РЕБЕНКА. Сам бы он хотел что-то другое. Ему интересны приключения и путешествия, а подарили про животных. Или с точностью наоборот: он мечтает почитать о животных, а подарили книжку про спорт. Всегда надо учитывать интересы ребенка. А что, если у него еще нет интересов? Они ведь еще не сформировались! - так могут резонно возразить мне родители. Так вот они и формируются шаг за шагом, постепенно, из точечных, маленьких, ежедневных выборов малыша. Мне кажется, родители недооценивают когнитивные способности своих детей. У ребенка есть огромные возможности для интеллектуального роста, его буквально подталкивает его собственный мозг к изучению какого-либо конкретного аспекта бытия. Иногда ребенку важно узнавать про профессии, а иногда хочется просто сказку на ночь. Но всегда он чувствует правильно: вот именно сейчас, в эту минуту ему надо именно про это. Он созрел, чтобы узнать про самолеты. Или про поезда. Или про пиратов. Или еще про что-нибудь. Не считайте детские желания капризом! Это его мозг созревает. Помогайте этому созреванию.

Все эти наблюдения у меня - из конкретных жизненных фактов. Сколько раз я наблюдала, как в детских глазах буквально зажигается СВЕТ при виде каких-либо избранных книжек. И как этот свет потухает, когда ребенка отводят от книжки (выбранной им самим) прочь. В конце-концов книжки становятся ребенку скучны: это не то, что он сам бы выбрал, если бы ему позволили, а то, что выбрали взрослые. Потом наступает школьная пора, когда за ребенка решают уже учителя. Есть школьная программа, которой надо придерживаться, и это опять не выбор детей.

Конечно, я не призываю целиком и полностью передоверить своим детям весь круг их чтения. Но пусть хотя бы какой-то процент от книжного ассортимента будет выбран ими. Я никогда не забуду острейший интерес в детских глазах, вспыхивающий у них, когда они САМИ выбирают книги в библиотеке, в книжном магазине, у книжных полок в супермаркете. И кто бы мне не говорил, что детям сейчас читать совсем неинтересно, НЕ ПОВЕРЮ! Я лично видела, до чего же им интересно!

КОГДА ОНИ ВЫБИРАЮТ САМИ...