В психологии рекомендуется строить свои фразы при общении без частицы "не". Не только с окружающими, но и с самим собой.
Нельзя говорить человеку "не бойся", нельзя желать "не болей", потому что человеческое подсознание услышит только "бойся" и "болей", пропустив "не". Нужно говорить "смелее", "будь здоров".
Мы с дочкой всю весну и часть лета занимались со спортивным психологом, она много интересного нам рассказала и помогла лучше узнать себя. Среди всякого разного была и вот эта теория про "не".
И, знаете, мне кажется, что это правда. Моя дочь говорит, что иногда лучше не думать о программе своего выступления, иначе, прыгая на бревне, возникает мысль: "Я хочу не упасть" и падает. Залезает, продолжает программу снова с одной мыслью: "Хоть бы второй раз не упасть". И снова падает. А ведь на тренировке не падала. Может это потому, что на тренировке она была сосредоточена на механизме исполнения, а не на том чтобы не упасть.
Значит нужно думать: "Я хочу устоять", "Я буду стоять". И в мечтах, и в словах нужно избегать частицы не.
Я вывела дополнение к этой теории, уже писала об этом ранее – при проигрыше на соревновании я не говорю "проигрыш", я говорю "неПОБЕДА". То есть, раз мозг не воспринимает "не", нужно использовать это себе во благо и некоторые отрицательные явления именовать положительными словами с частицей "не" – "В этот раз ты не победила, поработаешь над ошибками и победишь". Дочь не плачет в спортзале, не буду утверждать, что это я такой воспитатель отличный, возможно, что это особенность психики моего ребёнка, но, вероятно, и воспитание всё же сказывается.
И, в связи с этим, я отметила для себя ещё одну закономерность восприятия, и касается она другой отрицательной частицы – НО.
Для особо грамотных поясняю, что слово "частица" употребляю в значении кусочка речи, а не филологического наименования частей речи. Я в курсе, что НО – это союз.
А ещё я знаю, что большинству читающих по барабану, чем НО является в науке, статья не об этом и мои не случайные, а постоянные читатели это понимают и ценят.
И прочие ошибки в тексте выискивать не стоит, а если действительно хотите помочь, то можно просто подсказать, где автор ошибся, без лишних слов и пафоса, в этом нет ничего страшного, я исправлю, мне не трудно, и спасибо скажу.
Когда я наблюдаю за дочкиными тренировками я уже вижу многие ошибки, которых раньше не видела, но если ругать, то ребёнок как бы "сдувается", запал уходит. Когда постоянно тыкаешь в ошибки, начинает казаться, что исправить ничего нельзя. Поэтому обязательно нужно хвалить. Обязательно.
Но плохую и неправильную технику нельзя одобрять ложными льстивыми словами. Ребёнок, даже самый маленький, способен понять свои ошибки, особенно если исполнение снять на видео и показать ему. Но всё равно нужно искать возможность похвалить, не соврав.
Нужно не орать, а в позитивном ключе объяснить ошибки и показать, как нужно действовать правильно и подбодрить.
И вот, возвращаясь к отрицательным частицам – не нужно использовать НО. Нельзя говорить: "Ты хорошо поработала, НО бедро при шпагате лежит неверно и колени со стопами опять не тянешь". Ребёнок не заметит похвалы, он услышит только НО.
Нужно говорить так: "Ты сегодня хорошо поработала, уделила внимание шпагатам и переворотам, постарайся следить за правильным положением бёдер и лучше тяни носки и колени, будет замечательно".
Ещё позитивному настрою помогают фото и видео до и после. Дочь, как глянет на себя год назад и говорит: "Мамочки дорогие, неужели я была такая корявая" или "Неужели я это не могла делать" и с большей радостью тренируется.
А вы обращали внимание на восприятие частиц Не и Но?
Ещё статьи о психологии по тегу #мамавспорте_о_психологии