Найти в Дзене
сергей пантелеев

История Рима 2

Оглавление

История Рима 2

как всё начиналось

В этрусский период население Италии своей национальной пестротой напоминало Кавказ. Каждое племя говорило на собственном языке. Италики находились в постоянном движении, чему способствовало перенаселение, вызванное естественным приростом и низкой производительностью. Долгое время сохранялся обычай " Священной Весны", когда часть взрослого населения отправлялось на поиски еще незанятых земель.

Первоначальной формой латинских поселений(как и остальной Италии) была деревня (пагус), из них вырастали города- укрепленные места, служившие убежищем для окрестных жителей при нападении врага. Основной народностью ставшей ядром будущего римского государства были латины. Древнейшим центром латинских поселений были Альбанские горы, расположенные в плодородной и здоровой местности. Латинские города объединялись в городские союзы. Одной из таких федераций была федерация тридцати городов, во главе с Альба-Лонгой, самым значительным городом латинов у Альбанских гор. На Альбанской горе совершались общие жертвоприношения в честь бога покровителя Лация – Юпитера Лациарского. Обряд жертвоприношения и сопутствующий ему праздник – латинские ферии- сохранились до последних дней Римской империи. Глава союза, альбанскиий царь, закалывал белого быка, кости и жир сжигались, а мясо делилось на 30 частей, которые вручались представителям городов, членов федерации. В последствии эти функции перешли к римскому царю, а затем к консулу. Для обсуждения общих дел представители городов собирались на общие собрания у рощи рядом с Фирентинским источником. Предания рассказывают, что первым царем латинов был Янус. Далее правили Сатурн, Пикус и Фавн. У Фавна родился сын Латин. Эти же цари были главными латинскими богами. Янус – бог света, Сатурн – бог земли, Пикус – бог леса и птиц. Фавн и Фавна олицетворяли животных. Латин же был человек, предок и покровитель латинского племени. В последствии создалась легенда об основании Альба- Лонги. Её основателем считался Асканий, сын троянца Энея.

Из всех латинских городов самую блестящую судьбу имел город Рим. На расстоянии примерно 25 километров от устья Тибра тянутся по обоим берегам реки вверх по ее течению небольшие холмы, более высокие на правом берегу, чем на левом; с этими последними возвышенностями связано имя римлян в течение по меньшей мере двух с половиной тысячелетий.

римские холмы
римские холмы

Конечно, нет никакой возможности определить, когда и откуда оно взялось; достоверно только то, что при известной нам самой древней форме этого имени члены общины назывались рамнами (Ramnes), но не римлянами, а этот переход звуков, часто встречающийся в первом периоде развития языков, но рано прекратившийся в латинском языке , служит ясным доказательством незапамятной древности самого имени. О происхождении названия нельзя сказать ничего достоверного, но весьма возможно, что рамны то же, что приречные жители. Но не одни они жили на холмах по берегам Тибра. В древнейшем делении римского гражданства сохранились следы его происхождения из слияния трех, по-видимому первоначально самостоятельных округов — рамнов, тициев и луцеров, стало быть, из такого же синойкизма, из какого возникли в Аттике Афины. О глубокой древности такого тройного состава общины всего яснее свидетельствует тот факт, что римляне, в особенности в том, что касалось государственного права, постоянно употребляли вместо слов «делить» и «часть» слова «троить» (tribuere) и «треть» (tribus), а эти выражения подобно нашему слову «квартал» рано утратили свое первоначальное числовое значение. Что рамны были одним из латинских племен, не подлежит сомнению, так как, давая новому римскому объединению свое имя, они вместе с тем определяли и национальность объединившихся отдельных общин. О происхождении луцеров можно сказать только то, что ничто не мешает и их отнести, подобно рамнам, к латинскому племени. Напротив того, второй из этих общин единогласно приписывается сабинское происхождение, а для этого мнения может служить подтверждением по меньшей мере сохранявшееся в братстве тициев предание, что при вступлении тициев в объединившуюся общину эта священническая коллегия была учреждена для охранения особых обрядов сабинского богослужения. Задолго до того времени, когда на берегах Тибра возникло поселение, вышеупомянутые рамны, тиции и луцеры, вероятно, имели сначала порознь, а потом совокупно укрепленные убежища на римских холмах, а свои поля обрабатывали живя в окрестных деревнях. Из этих поселений впоследствии возник Рим. Об основании города в том собственном смысле этого слова, который усвоен народными сказаниями, конечно не может быть и речи: Рим был построен не в один день. Первоначальная городская основа, из которой в течение столетий вырастал Рим, обнимала, по достоверным свидетельствам, только Палатин, который в более позднюю пору назывался также четырехугольным Римом (Roma quadrata), потому что Палатинский холм имеет форму правильного четырехугольника . Местность, в которой находится Рим, и менее здорова и менее плодородна, чем местность большинства древних латинских городов. В ближайших окрестностях Рима плохо растут виноград и смоковница, и в них мало обильных источников, так как ни превосходный в других отношениях родник Камен, находившийся перед Капенскими воротами, ни тот Капитолийский источник, который был впоследствии открыт в Туллиануме, не отличались изобилием воды. К этому присоединяются частые разливы реки, у которой русло недостаточно покато, так что она не успевает изливать в море массы воды, стремительно ниспадающие с гор в дождливую пору, и потому затопляет и обращает в болота лежащие между холмами долины и низменности . Уже легенда сознавала странность такого предприятия: сказание об основании Рима альбанскими выходцами под предводительством альбанских княжеских сыновей Ромула и Рема есть не что иное, как попытка объяснить странное возникновение города в столь неудобном месте и вместе с тем связать происхождение Рима с общей метрополией Лациума. Вместе с тем это место находилось на пересечении двух очень важных торговых путей, один из них это путь между севером и югом италийского полуострова, соединявшего этрусские города с греческими колониями. Другим был так называемый соляной путь, от Остии по Тибру на север. Годом основания Рима считаются 753 или 751 г. днэ. Летоисчисление от основания города не есть особенность только римлян, но и также вели счет и этруски. Подобно этрускам, римляне смотрели на закладку города как на сакральный акт. Проведенная плугом борозда (померий) считалась священной границей города. Вход в город допускался только через через незапаханную полосу померия, территория за померием городом не считалась.