Развитие цивилизации это всегда компромисс между комфортом человека и сохранением окружающей среды. Человеку для комфортабельной жизни год от года необходимо новое жизненное пространство. Расширяются города, строятся дороги, вокзалы, аэропорты. Всё это создаётся за счёт частички природы, которой приходится жертвовать.
Например, в Севастополе ради строительства крупного современного медицинского кластера – заметьте, не одной больницы, а целого кластера - необходимо вырубить, либо пересадить более 5000 деревьев. Для строительства трассы «Таврида» также пришлось вырубить немало деревьев. В таких случаях российское законодательство обязывает восполнять нанесённый природе ущерб компенсационными высадками. Но когда основной вред наносится не столько природе, сколько людям, начинаются эпические конфузы и даже громкие скандалы. Как, например, со строительством скоростной трассы в обход Симферополя на Ялту.
Баланс факторов
Район предгорий Чатыр-Дага в районе села Перевальное, где должен заканчиваться участок скоростной трассы, считается в Крыму одним из самых экологически благоприятных мест. По степени привлекательности эти земли уступают лишь мысу Фиолент. Кроме того, близкое соседство с Аянским водохранилищем, признанным не только самым чистым в Крыму, но и самым полноводным, делает проживание здесь намного перспективней многих других районов полуострова.
И хоть инфраструктура в этих краях представлена, в основном, только электричеством, из-за совокупности прочих положительных факторов многие «дачники» перебираются сюда жить на постоянной основе. Отпугнуть любителей жить поближе к природе не в силах даже близкое соседство с танковым полигоном, артиллерийская стрельба и низколетящие боевые вертолёты. Благо все военные объекты расположены к востоку от трассы Симферополь-Алушта. Это создаёт своеобразный баланс положительных и негативных факторов, позволяющих населённому пункту сохранять свою привлекательность и перспективность.
Жить как в городе, но без всех удобств
Предстоящее строительство скоростной трассы угрожает разрушить это хрупкое равновесие, оставив жителей жить, фактически, в городе, со всей его зашумлённостью и загазованностью, но без всех городских удобств. Если не вдаваться в детали, то основной вариант строительства трассы рассечёт село Заречное надвое и, пройдя впритирку к водохранилищу, оставит жителей Перевального между двумя крупными автострадами. В таком случае вся привлекательность этого района будет сведена к нулю. С одной стороны будет военный полигон и старая трасса Симферополь-Алушта, с другой – скоростной обход с трассы Таврида категории 1-Б.
Существует ещё два запасных варианта, но, по словам Министра транспорта Крыма, оба они требую использования земель, находящихся в ведении военных. Для того чтобы строить дорогу на этих землях требуется отдельно разрешении Министерства Обороны. К слову сказать, 1 марта этого года Сергей Аксёнов отправил соответствующий запрос, но точных данных о решении военного ведомства никто не сообщает.
А компенсации не будет
Перспектива лишится того, ради чего люди уезжали из шумных городов, переплачивая, порой, по несколько миллионов рублей за дома без газа, воды и канализации, не на шутку взволновала местных жителей. Но местная и районная администрации на все вопросы отделывались сначала отговорками, а потом пространными рассуждениями, откладывая решение «на потом». В конечном счёте, в ходе одного из приёмов в Минтрансе выяснилось, что на какую-то компенсацию могут рассчитывать только те, кто попадает непосредственно под снос. Тем же, кто останется жить непосредственно возле скоростной трассы первой категории, предложили установить шумоподавляющие экраны и стеклопакеты с такими же свойствами. Остальным же остаётся лишь смириться.
По логике вещей, в такой ситуации администрация Симферопольского района, а именно она должна отстаивать интересы граждан, должна была подать заявку на газификацию района, прокладку центрального водоснабжения, системы канализации (хотя бы ливневой), асфальтирования дорог и прочего благоустройства. А в идеальной ситуации вообще сама лоббировать прохождение трассы вдоль полигона, чтобы свести антропогенное воздействие к минимуму.
Но ничего этого сделано не было, и разразился скандал, результатом которого стал глубокий раскол между местной администрацией и населением. Местами звучали очень резкие заявления и даже призывы перекрывать трассу Симферополь-Алушта, если чаяния народа не будут услышаны.
Чтоб не наломать дров
В такой ситуации хотелось бы напомнить отдельным должностным лицам, что человек – тоже часть природы. И антропогенное воздействие сказывается на нём не меньше чем на деревьях, птицах или животных. И это воздействие следует сводить к минимуму всеми возможными средствами. А в тех случаях, когда это невозможно, его необходимо должным образом компенсировать.
Если это не предусмотрено на законодательном уровне, то это вовсе не означает что местных жителей и их потребности можно откровенно игнорировать. В противном случае проблемы от того или иного проекта могут перевесить всю предполагаемую выгоду от его реализации.
Мы доступны также по адресам стопхлам.рф и stophlam.ru