В Псковской области России и в восточных частях Эстонии сохранился небольшой по численности, малоизученный народ сето (сету), предки которого появились на побережье Чудского озера примерно в то же время, когда в Новгород был призван Рюрик.До революции численность сето оценивалась примерно в 16-18 тысяч человек, однако сегодня их в России осталось менее трех сотен и всего несколько тысяч в Эстонии.
Как маленький народ земледельцев пережил бурный XX век и что же его ждет в будущем - я расскажу ниже.
Крестьяне-полуверцы
До сих пор в науке идут споры о происхождении народа сето - эстонские ученые настаивают, что это одна из ветвей эстов, в России же принята скорее точка зрения, что сету - это отдельный, но родственный балтийский народ.
Кстати говоря, сами себя они называют сето. Сету же их называют эстонцы.
Достоверно известно, что историческая область расселения сету, Сетумаа, находилась в составе Псковской земли и именно по западной ее границе проходила линия "религиозного размежевания": западнее проживали католики и позднее протестанты, восточнее - православные. Сами сету до XVI века были язычниками, но постепенно, во многом стараниями миссионеров Псково-Печерского монастыря, приняли православие. При этом они сохранили множество традиций старых богов, за что и получили название "полуверцы".
Традиционно сету занимались сельским хозяйством, несмотря на наличие рядом двух крупных озер. Наибольших успехов они достигли в выращивании и обработке льна. Именно это растение помогло сету прославиться - "сетосский лен" крайне высоко ценился в Скандинавии и доходы от его продажи обогатили сету.
Благодаря жизни на границе между русскими и эстонцами, сето впитали в свою культуру черты обеих народов. Даже после вхождения Эстляндии в состав Российской империи, этническая и религиозная граница между эстами и русскими сохранялась - и сето выступали торговыми посредниками вплоть до 1919 года.
В 1903 году, на самом пике, численность сето оценивалась в 22 тысячи человек. Места в густонаселенной тогда Псковской губернии было мало и как только в России начались "Столыпинские реформы", несколько тысяч сету уехало в Сибирь - и до сих пор в Красноярском крае (село Хайдак) и Новосибирской области существуют несколько деревень этого народа.
Разделенные и раздавленные революцией
Октябрьская революция привела к огромным несчастьям и в судьбе сето - большевисткое правительство, оказавшееся в кольце врагов, пыталось выстраивать отношения с бывшими частями Российской империи по принципу "берите все, что хотите".
В случае мирного соглашения с провозглашенной Эстонской республикой разменной монетой стали сето - их земли вошли в состав Эстонии, хотя всю свою историю они жили на территории Псковской губернии.
Эстонцы, к слову говоря, относились к сето как к людям второго сорта еще до революции - об этом свидетельствуют, например, результаты исследования ученого Я.Гурта, опубликованные в 1905 году.
Более того, целая плеяда ученых считает, что сето - это, на самом деле, бежавшие от насильственного крещения в лютеранство. После вхождения Сетумаа (так называется область проживания народа), эстонское правительство взялось за насильственную эстонизацию: их заставляли отказываться от православных имен и традиционных фамилий и брать эстонские ФИО, активно насаждалось использование эстонского языка, а при переписях сето не считали за отдельный народ и записывали в эстонцев.
В 1944 году произошло еще одно разделение сето - их историческая область Сетомаа была примерно поровну разделена между Эстонской ССР и РСФСР.
Вскоре после войны практические все сето переселились из РСФСР в ЭССР прежде всего потому, что на территории Эстонии в то время создавали совхозы, в которых труд крестьян оплачивался деньгами и им можно было иметь подсобное хозяйство. А для крестьянского народа это, как понимаете, определяющий фактор.
После распада СССР правительством Эстонии дополнительно была принята программа переселения сето - такое решение было вызвано желанием Таллинна показать ЕС, как заботливо относятся в "освободившейся" республике к нац.меньшинствам.
При этом в переписях сето по-прежнему за отдельный народ не считают...
Сегодня из-за этого сложно подсчитать численность сето в Эстонии. В России же, где сето признают отдельным народом, их насчитывалось всего 214 человек. Кстати говоря, в Псковской области в деревнях Сигово и Обиница, расположены музеи сето. Кроме этого, раз в несколько лет проходят выборы короля сето и национальные праздники, о которых я расскажу в следующий раз.