Найти тему
Библиотека для юных

"Преданья невянущей славы".

Дню Крещения Руси посвящается.

Князь Владимир – одна из самых непростых и противоречивых личностей в нашей истории.

«Был в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и братоубийцею», - так отзывался о нем Карамзин, в памяти людей он стал одним из персонажей фольклора «Владимиром Красное Солнышко», православная церковь назвала его «Святым».

-2

Его отец, великий князь русский Святослав Игоревич, был так занят далекими военными походами, что у него не было времени на управление княжеством, он был князем «на удаленке», как сейчас модно говорить, и передоверил все дела своей матери, великой княгине Ольге, первой христианке в династии Рюриковичей.

-3

Мать, его, ключницу княгини, Малушу, принято считать рабыней, но, поскольку дядя Владимира, Добрыня (тот самый Добрыня русских былин), входил в старшую дружину князя, которая состояла из бояр, «лучших людей», да, собственно, и ключница великой княгини – это весьма высокопоставленная особа.

-4

О высоком положении маленького Владимира говорит и его двусоставное имя (Владеть миром), и то, что уже в 9 лет он был отправлен на княжение в непокорный Новгород под присмотром своего дяди и воспитателя Добрыни.

Так что знаменитая фраза «не хочу розути робичича» («Не хочу разуть сына рабыни») Рогнеды Полоцкой, как считают эксперты, больше говорила о дурном характере избалованной девицы, чем о действительном положении вещей.

Кстати, мы, конечно, любим Данилу Козловского в роли князя Владимира, но историческая правда заставляет нас напомнить, что во время его неудачного сватовства ему было лет 16-17, не больше. Рогнеде, кстати, столько же.

-5

Так что, по большому счету, это был конфликт двух подростков в пубертатном периоде. Скверный характер Рогнеды ещё не раз станет предметом обсуждения летописцев, но он не помешал ей прожить с Владимиром 10 лет и родить ему семерых детей (среди них, кстати, Великий князь Ярослав Мудрый).

Но, возвращаясь на несколько лет назад…

Святослав погиб в начале 972 года в сражении с печенегами, возвращаясь с неудачной войны.

И сразу же после смерти отца начались междоусобные распри. Ярополк, убив Олега, присоединил к своим владениям Древлянскую землю. Не имея сил бороться с братом, Владимир бежал из Новгорода. Ярополк немедленно послал туда своих наместников. Однако в 977м году Владимир вернулся из-за Балтийского моря с наемными варягами. Новгородцы тут же перешли на его сторону...

В 978-м году северорусская рать двинулась на Киев. Голод вынудил Ярополка сдаться. Сам он был коварно убит, его жена стала то ли наложницей, то ли женой Владимира.

К середине 980-х годов почти все восточнославянские земли были объединены Владимиром под прямой властью Киева. Таких успехов не добивался ни один русский князь. В столице он создал святилище пяти высших языческих богов во главе с Перуном.

-6

Результатом деятельности Владимира стало не разорение чужих государств, обычное для народов племенной эпохи, а строительство своего.

Совсем не случайно, что вскоре за этим последовало крещение Руси.

В 987-988 годах Владимир совершил поход на Херсонес, центр греческих владений в Крыму, захватил город и вынудил Византию дать ему в жены сестру императоров Анну.

Вернувшись в Киев, князь приказал разрушить возведенное им же капище с языческими идолами. Всем киевлянам было велено собраться у впадения в Днепр речки Почайны. Там греческие священники, прибывшие с Владимиром из Херсонеса, и крестили народ - прямо в речных водах...

-7

Крестил ли князь Русь «огнем и мечом»?

Это одна из самых волнующих умы тема. Но ни один из древнейших источников - ни русских, ни иностранных, - не говорит об этом ни слова. Князь угрожал некрестившимся, что они "враги ему будут", - но, по всем данным, в крупных городах таковых и не нашлось. Для славянина-язычника князь был высшим авторитетом в религиозных делах. А то, что он безнаказанно уничтожил идолов, разрушило веру в могущество богов.

-8

Киевляне оплакивали сокрушенного Перуна, но крестились без всякого сопротивления и даже с радостью - по крайней мере, внешне. То же произошло и почти по всей остальной Руси. Лишь в Новгороде были столкновения, и то только по Иоакимовской летописи, которую не видел никто, кроме историка XVIII века Татищева. Но именно этот аспект Крещения вызывает самые яростные споры и обвинения среди неоязычников, среди которых крайне мало профессиональных историков, да и высокообразованных людей в принципе.

-9

Выбор князя Владимира определил всю дальнейшую историю нашей страны. Крещение Руси повысило авторитет древне русского государства и способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура. Именно Владимир заложил духовный фундамент истории таких государств как Россия, Беларусь и Украина. Церковь сохранила некоторые языческие праздники, но запретила жертвоприношение, многоженство и кровную вражду.

На Русь пришла письменность, образование и наука, потому что именно духовенство в те далекие времена стало хранителем знаний человечества.