1. В редакции газет иногда заводят свежую голову, которая приходит, просматривает номер и указывает на ошибки, не виденные замыленными глазами непосредственных изготовителей номера.
В качестве свежей головы для мира я работаю вот уже несколько десятилетий. И это не газета «Le Monde», а мир как таковой. Я ёж снаружи и изнутри, мои иголки иронии работают с обеих сторон: (1) и с самым родным, своим, (2) и с самым отвратительным, чуждым. Таким образом я — ёж мира, колкий для Я и не-Я.
2. Так вот что я хочу сказать пока иголки не затупились: «Запомните, джентльмены! Этот мир погубит отсутствие точного мышления». В этом отношении поздний платонизм счастливо не соответствует моему эмпирическому наблюдению, а немецкая философия конца XVIII — середины XIX веков, так называемая немецкая классическая философия, хотя если Г. В. фон Лейбниц неклассичен, то кто же чёрт возьми, классик, — немецкая классическая философия вдохновляет если не всегда исполнением, то хотя бы всегда пафосом.
Можно небрежно нарисовать эскиз детали, которую следует выточить токарю. Линии будут проведены от руки, масштаб соотношения мелких частей друг с другом окажется не соблюдён и т. п. Но пока размеры и класс допустимой точности изготовления указаны верно, мышление, при всей видимой небрежности, от идеала точности не отступает, цель указана верно: коммунизм. За работу, товарищи!
3. Это миф, что ежи накалывают яблоки на свою колкую шкурку и тащат плоды до норки, чтобы там неторопливо сожрать. Они не используют шкуру в качестве орудия труда. Мне Apple Corps Limited не нужна. Её колечко в Купертино в мою берлогу не влезет, а жизнепитание моего ума с нею если и справится, то ненадобность такого поедания очевидна. Какая-то она ограниченная и уже обкусанная. Иными словами, следует выбирать актуальные предметы критики, хотя штыкового восприятия достоин всякий предмет, кроме киселя и холодца, да и то пока они варятся.
4. Начну с приятного, с разделения и властвования.
«Рафинированные» технари и естествоиспытатели думают обо всём по-своему, и что самое нелепое — о человеке и обществе тоже по методу легирования стали или взаимодействия нуклонов и клоунов внутри атомного ядра. И на дух не переносят гуманитариев.
«Рафинированные» гуманитарии похожи на инфантильных кисейных барышень, не способных двойку сложить с тройкой, так им трудно справиться с тем, что не ласкает их по щекам непрерывно. С недоверием и улыбками обманываемых, но начинающих о чём-то догадываться, идиотов воспринимают они технарей и естественников.
Разумеется, мыслить точно, в согласии со спецификой предмета, не способны ни те, ни другие: (1) и источающие презрение и идиосинкразию, и (2) выражающие радостное недоверие.
5. Начальник, не умеющий точно формулировать техническое задание, получит в конце осуществляемого технологического процесса что-то, не соответствующее его первоначальным ожиданиям. Но даже если он попытается поправить техзадание, он, не выйдя на уровень идеальной точности, вновь допустит ошибки, теперь уже новые. Выхода, кроме как к точному мышлению, нет.
В искусстве программирования известен феномен, когда в исправлениях свеженайденных ошибок допускаются настолько новые ошибки, что они покамест и не найдены, а, стало быть, и не исправлены. И ошибки эти, конечно, могут оказаться существенней ошибок исправленных.
И Д. С. Лихачёв сомневался в том, что редактирование текста летописей эффективней проводить вдвоём, когда один читает вслух, а другой молча правит текст. Это ускоряет корректорскую работу, но источников ошибок уже не один, а два, читать-то можно с ошибками, произношение почти никогда буквально не совпадает с написанием. Так что стоит пренебречь скоростью и работать в одиночку. А уже после проделанной работы тебя ещё раз проверит другой редактор, и тоже работая в одиночку.
Видите, как важно мыслить точно как в технической и естественнонаучной сферах, так и в сфере гуманитарной.
6. Поэтому если я читаю заголовки «Когда Россия слезет с газовой иглы?» или «Когда наступит точка невозврата?», я не медлю понять: авторы сообщений или текстов не мыслят точно, даже не способны мыслить точно, потому и внимания им уделять не стоит. Их умы источают мусор мысли: газовая игла невозможна, не смеет колоть, — уж мне ли не знать про иглы! — а точка не способна ступать и наступать, у точки нет ни ступней, ни площади.
К моему двустороннему ежовому сожалению большинство не только мелких сообщений и видеороликов в сети, но и текстов книг и статей, с которыми приходилось знакомиться, представляет набор умственных несуразностей: часто странных, часто страстных, часто никчёмно-нейтральных («научных»!). Люди разучились, точнее не доучились или совсем не учились, мыслить. А разговаривать и писать пробуют. Пробы неудачны. И неудачные пробы уже ставить некуда.
7. «Запомните, джентльмены! Этот мир погубит отсутствие точного мышления». Только возврат к схоластической традиции позднего платонизма способен поправить тяжёлую ситуацию с повреждением умов.
2020.06.30.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/ti-bin/4631-о-наболевшем-об-уме-о-вечном/161963635371753/