Человеческая память создана и очень внушаема, и может создавать широкий спектр безобидных, смущающих и пугающих воспоминаний с помощью различных техник—включая управляемые образы, гипноз и внушение другими. Хотя не все люди, подвергшиеся воздействию этих методов, развивают память, эксперименты показывают, что значительное число людей это делают и будут активно защищать существование событий, даже если им скажут, что они были ложными и намеренно имплантированными. Вопросы о возможности ложных воспоминаний вызвали взрыв интереса к внушаемости человеческой памяти и привели к огромному увеличению знаний о том, как воспоминания кодируются, хранятся и вспоминаются, производя новаторские эксперименты, такие как метод lost in the mall. В эксперименте Редигера и Макдермотта (1995) испытуемым был представлен список сопутствующих предметов (таких как конфеты, сахар, мед) для изучения. Когда участников просили вспомнить список, они с такой же, если не большей, вероятностью вспоминали семантически связанные слова (например, сладкое), чем предметы, которые действительно изучались, создавая таким образом ложные воспоминания. Этот эксперимент, хотя и широко тиражируемый, остается спорным из-за дебатов, рассматривающих, что люди могут хранить семантически связанные элементы из списка слов концептуально, а не как язык, который мог бы объяснить ошибки в запоминании слов без создания ложных воспоминаний. Сьюзен Клэнси обнаружила, что люди, утверждающие, что они были жертвами похищения инопланетянами, с большей вероятностью вспоминают семантически связанные слова, чем контрольная группа в таком эксперименте.
Метод "потерянный в торговом центре" - это метод исследования, предназначенный для имплантации ложной памяти о том, что он был потерян в торговом центре в детстве, чтобы проверить, может ли обсуждение ложного события вызвать" память " о событии, которое не произошло. В своем первоначальном исследовании Элизабет Лофтус обнаружила, что у 25% испытуемых развилась "память" на события, которые никогда не происходили на самом деле. Расширение и вариация методики lost in the mall показали, что в среднем одна треть испытуемых могла убедиться в том, что они пережили в детстве вещи, которые никогда не происходили на самом деле—даже очень травмирующие и невозможные события.
Экспериментальные исследователи продемонстрировали, что клетки памяти в гиппокампе мышей могут быть модифицированы для искусственного создания ложных воспоминаний.