Подписан указ о внедрении электронных трудовых книжек.
Как обычно, мнения по этому поводу полярны, кто-то яростно против (более 60%) кто-то за, и их примерно 30%.
Непонятно, правда, как это все будет работать в селах, деревнях и экономически отсталых регионах страны, где имеющийся один компьютер на весь райцентр, допустим, уже редкая удача.
Про частые перебои с электричеством в подобных отдаленных уголках нашей родины, законотворцы, скорее всего, просто не в курсе.
Статистика показывает, что цифровой документ одобряют респонденты от 18 до 24 лет, что вполне понятно - это "непуганное поколение", generation Z,
выросшее при относительном благополучии, на чей короткий век пока не выпало ни одного серьезного "сюрприза" властей, в виде перестроек, дефолтов, деноминаций и проч.
Им ничего неизвестно про "сгоревшие" вклады, а в будущую пенсию они просто-напросто не верят, и вообще всерьез полагают, что никогда не состарятся.
И вот они, те кто впервые устроится на работу после 1 января 2021 года, автоматически получат документ в электронном виде.
То есть у них уже выбора, получается, нет, даже если кому-то из них захочется бумажный вариант. Во всяком случае, так написано в законопректе.
А вот те, кто уже имеет рабочий стаж должны до 31 октября 2020 года сообщить работодателю, в каком виде хотят иметь трудовую книжку. По умолчанию работодатель оставит бумажную, если не получит никакой информации от работника.
Давайте попробуем беспристрастно перечислить все возможные плюсы и минусы данного нововведения?
Электронная трудовая книжка такая же как и бумажная и записи в ней формирует все тот же начальник, нередко являющийся (увы) банальным самодуром.
Поэтому, тут момент зыбкий, ибо и к электронике применим человеческий фактор, как ни крути...
С одной стороны общеизвестно, что весь этот digital - до первого глюка и до первой хакерской атаки.
С другой, ну пропадет запись, и что? Отчисления в пенсионный фонд и налоговую ведь все равно будут зафиксированы.
А раз есть отчисления, то значит и стаж есть. Такой принцип работает во многих странах, в США и Европе.
Прогресс, конечно, остановить невозможно - глиняные таблички и клинопись (такие надежные, казалось бы) давно остались в прошлом.
Но и спешить записывать в ретрограды те 63%, которые против электроники, все же не стоит.
Потому что пока работодатели предпочитают брать работников с бумажными трудовыми книжками. Так шантажировать проще - если работник не желает отрабатывать 2 недели по причине увольнения, не отдавать книжку, допустим. Чего не сделаешь с электронной.
Но и тут тоже не все так радужно для сотрудников. Работодатель может-таки "подложить свинью" неугодному - сделать не ту запись, которая полагается, например. Может ведь? Мне кажется, вполне.
Так как же нам себя обезопасить, если все равно за нас уже все решили?
Сейчас, при приеме на работу, мы подписываем трудовой договор с работодателем в 2-х экз., второй экземпляр остается у работника.
Вот его и нужно сберечь до пенсии, и все допсоглашения к нему, т.к., они и стаж подтверждают, и заработок.
Будем надеяться, что договора на бумажных носителях не отменят.
В общем сейчас, (как впрочем всегда и во все времена) свою судьбу следует держать в своих руках: почаще делать запрос в ПФР с нашими отчислениями (я так поступаю ежегодно, но думаю, нужно чаще😉), запрашивать и хранить все справки о доходах (2 НДФЛ и любые другие, например: справка по форме 1 для получения жилищной субсидии, ее подтверждают каждые полгода).
Чем больше справок, тем лучше.
И тогда даже если слетят все базы ПФР, ИФНС и проч. одновременно, вы всегда сможете отстоять свои права с суде.
Но, опять же, это сейчас так кажется. Ведь какой будет наша жизнь даже через год предрекать сложно, а уж когдо речь заходит о десятилетях...
Правда, не знаю.
Но, все-таки, постоянно собираю подобные справки. А какой еще у нас с вами выход...?