К написанию сегодняшнего эссе меня побудил комментарий одного из моих читателей о гибели Звездных войн как франшизы. Мол, несмотря на все предложения фанатов, несмотря на существующий огромнейший лор мира Звёздных войн, несмотря на заготовки Джорджа Лукаса, Дисней выбрал совершенно не тот путь развития вселенной, отчего и три последних эпизода оказались совсем не тем, чего ждало всё прогрессивное человечество.
Основу же проблем как Звёздных войн, так и западного (читай - американского, всё-таки в Европе кино снимают несколько по другим лекалам) кинематографа в частности я вижу в засилье медиафраншиз - комплексных медиамонстров, включающих в себя как фильмы, так и сопутствующие комиксы, книги, игрушки и прочую дребедень, которую можно выгодно продать.
Ещё по теме:
Почему так много плохих фильмов?
Почему один за другим проваливаются женские ремейки? и Проблема восприятия воинствующего феминизма обычными людьми
Что не так с российским кино о ВОВ? и Почему не окупается российское кино?
Краткая история франшизы как явления
Как учит нас Википедия, медиафраншиза (а далее для простоты - франшиза) появляется в тот момент, когда какое-то произведение переходит из одной формы в другую - экранизируют ли книгу, снимают ли на основе сериала полнометражный фильм, превращают ли фильм в компьютерную игру - всё это считается франшизой. Поэтому корни франшиз уходят далеко в начало 20 века, когда Великий Немой - первое черно-белое кино - взялся за экранизацию литературных творений того времени.
Впрочем, кино тогда ещё было совсем-совсем маленьким и было больше удивительной диковинкой, отчего многие (в том числе и братья Люмьеры, признанные создатели кинематографа, как такового) считали его всего лишь модным поветрием, которое схлынет так же быстро, как и появилось.
Поэтому долгие 20 лет пионером среди медиаконтента была мультипликация. И первым среди равных стал Микки Маус и его создатель - Уолт Дисней. В 1928 году вышла первая короткометражка с его участием - "Пароходик Вилли", в 1930 в продаже появились первые куклы Микки-Мауса, в 1934 в прокат вышла первая полнометражка франшизы - "Вечеринка в Голливуде". Чувствуете знакомую бизнес-схему? Так будут развиваться абсолютно все франшизы в будущем, только к числу медиапродукции добавятся комиксы и видеоигры.
Не менее успешными стали подходы к созданию франшизы на телевидении (сериал Стар Трек) и в кино (экранизации романов Флеминга о Джеймсе Бонде). Примерно тогда же на качественно новый уровень вышел Product Placement - скрытая реклама того или иного товара.
Но поистине золотое время для франшиз наступило в 1977 году. Выход на экраны "Звёздных войн" и их раскрутка Джорджем Лукасом показала киноделам всех мастей, как нужно зарабатывать деньги. Лукас греб деньги откуда только мог. Фильм, игрушки, сопутствующая литература, световые мечи - всё, что можно было превратить в деньги, LucasFilm доила по-полной. И здесь же впервые прозвучал первый предупреждающий звоночек - нельзя допускать даже минимального падения качества выпускаемой продукции. Пипл может хавать жвачку, но совсем уж дерьмо он жрать не будет - провал "Star Wars Holiday Special" показал Лукасу необходимость жесткого контроля качества того, что появляется в рамках франшизы.
Остальные же смотрели на те барыши, что получали правообладатели, дивились невиданному и строили планы на собственные суперфраншизы.
Что же пошло не так?
В какой-то момент сложилась интересная ситуация. Медиафраншизы приносили своим создателям практически непрекращающийся поток денег, люди, участвующие в их создании, были заняты на протяжении долгого времени и, в целом, абсолютно не нуждались в иных проектах, а зритель был обеспечен приключениями любимых героев. Невидимая рука рынка сработала безошибочно - в производство франшиз стало поступать всё больше денег. Но если где-то денег становится больше, значит где-то их становится меньше, а значит новым проектам, никак не связанным с какой-то франшизой всё сложнее попасть на большой экран.
Но деньги всё же не бесконечны, поэтому киноделы стремятся потратить поменьше, а получить побольше. Отсюда и начинается халтура. Режутся расходы на собственно кинопроизводство (в том числе и оплату труда обеспечивающего персонала) и повышаются рекламные бюджеты, поскольку не так важно снять хорошее кино, куда важнее продать плохое.
В целях повышения доходов ускоряется и цикл кинопроизводства. Судите сами - фильмы первой фазы киновселенной Марвел выпускались в 2008 (2 фильма), 2010, 2011 (2 фильма) и 2012 годах, второй фазы - 2013 (2 фильма), 2014 (2 фильма), 2015 (2 фильма), третьей фазы - 2016 (2 фильма), 2017 (3 фильма), 2018 (3 фильма), 2019 (3 фильма). Такое плотное расписание выхода связанных друг с другом фильмов вызывает как сценарные просчеты, так и активное забывание событий предыдущих лент. Одно дело, когда на проработку связей и написание сценария у тебя есть год, а другое - когда тебе за три месяца надо сделать всю ту же работу.
Кроме того, в погоне за созданием франшиз, многие киноделы забывают рассказать в фильме связную историю. Последних Терминаторов не попинал только ленивый, но вся идиотия их сюжетов связана в большей степени с тем, что в планах у создателей было наляпать как минимум трилогию, а то и больше и лишь кассовый провал этих фильмов спас нас от дальнейшего производства этого шлака.
Но что хуже всего - то, что контролем качества кинопродукции занимаются не люди, которые в искусстве разбираются, а "эффективные менеджеры", для которых эстетическая привлекательность продукта и его связность если не пустой звук, то как минимум одна из последних строчек в бизнес-плане. При этом на первые строчки внезапно попали расовое, половое и гендерное разнообразие (причем меньшинств должно быть как можно больше, они же меньшинства), вне зависимости от творческих способностей работников.
Что же в итоге?
Губит франшизы то же, что их и породило. В попытках заработать побольше, а потратить поменьше кинопроизводители забывают контролировать качество своей продукции, а если и контролируют, то выкручивают режиссерам-сценаристам-авторам идеи руки в процессе создания, особенно в плане справедливого распределения ролей между меньшинствами и просто актерами.
К сожалению, один пример - Кинематографическая Вселенная Марвел стал просто-таки идолом среди желающих создать свою франшизу. Вот только повторить успех по лекалам Диснея не получается пока ни у кого.
DC загнали свою киновселенную в состояние клинической смерти, сам Дисней не смог в Звёздные войны, Терминаторы загнулись и на этот раз, надеюсь, окончательно. На плаву пока остается Форсаж, резину с которым можно тянуть до тех пор, пока у создателей не кончатся психоактивные вещества, а у Вина Дизеля - запас белых маек, да Джеймс Бонд, который пока что остается верным своим идеалам, заложенным создателями франшизы в 1960-х.
Но до тех пор, пока зритель не перестанет нести свои деньги создателям конвейерного кино, которым нас в последние годы пичкают чуть ли не насильно, оно продолжит приносить своим создателя астрономические прибыли, поощряя их на продолжение баблодойки.
Хорошо хоть тандем Дисней-Марвел в этом году оставит нас в покое. Не знаю как вы, а я уже устал от этих постоянных премьероднообразных фильмов.