Сейчас модно готовить всякие старо-национальные блюда: старо-русские, старо-польские, старо-татарские, казачьи опять же... Целые рестораны под это дело открываются. А я влюбилась в казачью кухню, начинавшись в детстве Шолохова, а затем, уже в Универе, и Сухорукова, и Номикосова. И рецепты, коих удалось найти в книгах да по экспедициям, перепробовала почти все. Казаки ели плотно, сытно, долго и много. Мы так уже не умеем. Поэтому я сегодня подобрала для вас привычный для нас обед из трёх блюд (первое, второе и десерт), которые у Шолохова же и встречаются:
«Оглядев все хозяйство, Григорий вернулся в курень.
В кухне сладко пахло топленым коровьим маслом, горячим припеком хлебов. Дуняшка на узорчатой тарелке обмывала моченые яблоки. Глянув на них, Григорий, оживляясь, спросил:
- Арбузы соленые есть?
- Полезь, достань, Наталья! - откликнулась Ильинична.
Пришел из церкви Пантелей Прокофьевич. Просфорку с вынутой частицей разломил на девять частей - по числу членов семьи, роздал за столом. Сели завтракать. Петро, тоже принарядившийся, даже усы подмасливший чем-то, сидел рядом с Григорием. Против них на краешке табуретки мостилась Дарья. Столб солнечных лучей валился ей на розовое, намазанное жировкой лицо. Она щурила глаза, недовольно снижала блестящие на солнце черные ободья бровей. Наталья кормила детей варёной на-сухо дыней: улыбаясь, изредка поглядывала на Григория. Дуняшка сидела рядом с отцом. Ильинична расположилась на краю, поближе к печке.
Ели, как всегда по праздникам, сытно и много. Щи с бараниной сменила лапша, потом — вареная баранина, курятина, холодец из бараньих ножек, залитый холодным пузырчатым квасом, жареная картошка, пшенная с коровьим маслом каша, кулага, блинцы с каймаком, щука, запечённая с хреном, соленый арбуз. Григорий, сгрузившийся едой, встал тяжело, пьяно перекрестился; отдуваясь прилег на кровать. Пантелей Прокофьевич еще управлялся с кашей: плотно притолочив ее ложкой, он сделал посредине углубление (так называемый колодец), налил в него янтарное масло и аккуратно черпал ложкой пропитанную маслом кашу. Петро, крепко любивший детишек, кормил Мишатку; балуясь, мазал ему кислым молоком щеки и нос».
Итак, поехали!
Холодец из бараньих ножек с квасом.
Я не буду описывать рецепт приготовления холодца. У каждой хозяйки он свой. На Дону варили его из бараньих ножек, добавив в бадейки при застывании на 10 литров студня 3 головки чеснока.
А вот есть его нужно по-казачьи:
на 100 г готового холодца берем 1 ст.л. ложку готового столового хрена, 1 ст.л. сметаны, 1 ст.л. рубленого свежего укропа, 1 стакан кваса.
Холодец нарезаем на кубики, кладем в тарелку. Сметану смешиваем с хреном и укропом, заливаем холодным квасом и уже этим "соусом" заливаем холодец. Студёно, аж зубы сводит. Но в жару - сытно и приятнственно. Аромат вокруг стоит - умопомрачительный. И даже самому стойкому трезвеннику немедленно хочется стопки водочки да краюху черного туплого пористого хлебушка.
Щука запеченная съ хрѣномъ.
Посолить щуку, порѣзать на куски, отварить до половины и вынуть изъ воды, изрубить двѣ луковицы, поджарить въ ложкѣ масла, стереть хрѣну, поджарить его вмѣстѣ, положить рядъ хрѣну и рядъ рыбы, и опять рядъ хрѣну и рядъ рыбы и такъ дѣлать дальше, наконецъ залить смятаной, накрыть крышкой и жарить въ печкѣ или на угольяхъ.
Объясню, как готовила я. На 2 средние щучки у меня ушла 1/2 баночки столового хрена (я люблю лимонный, хоть это и не правильно), 2 луковицы крупные. Масло постное лила на глазок, но при этом добавляла 1 ст.л. топленого масла. Сначала обжаривала лук, нарезанный кубиками, потом добавила к нему хрен. Хрен пытался плеваться и жарился плохо (но свежего достать было негде), хотя в результате уварился в ароматный соус.
Щуку резала на три части (без головы), выкладывала в глубокую сковородку, заливала водой на 2/3 и приваривала минут 7-10. Отварные и чуть остывшие кусочки рыбы делила по хребту ещё на 2 части каждую (одна часть была толще, вторая тоньше, но доваривать рыбу до состояния, когда можно свободно вытащить хребет я не хотела).
Дальше в форму, смазанную маслом, я клала толстые кусочки щуки, заливала всё хреновым соусом, потом следующий слой, опять соус и так до заполнения формы. В самом конце я чуть солила сметану и смазывала ей верхний слой рыбы. Запекала в духовке при 180 градусах примерно 25 минут. Блюдо получилось очень вкусное, ароматное и необычное.
Дыня вареная на-сухо.
Сочную неперезрѣлую дыню очистить и порѣзать въ полоски, отвѣсить на фунтъ дыни 2 фунта толченаго сахару, пересыпать дыню сахаромъ рядами въ посудѣ фаянсовой и такъ продержать ночь; на завтра слить сокъ, который дыня изъ себя выпуститъ, подварить и этимъ простуженнымъ сокомъ опять залить дыню. Повторять такъ два дня, a за четвертымъ разомъ по заваркѣ сыропу, вложить осторожно дыню въ горячій сыроп и подварить, не мѣшая, не переворачивая. Еще нужно наблюсти, чтобы варить въ широкой плоской посудѣ, и чтобъ куски дыни одинъ на другомъ не лежали - отваривши достаточно, выложить на блюдо и просушить въ легкой печкѣ.
Скажу, как готовила я. Всё по рецепту. на 4,5 стакана сахара брала примерно 2,5 стакана дынных кубиков (готовила из заморозки). Засыпала сахаром, получала сок, сливала, кипятила, заливала дыню заново сиропом и так 4 дня. Единственное, что я не успела сделать - это подсушить дыню. Как только я вытащила кубики на 4-й день из сиропа и разложила на противне, на пергаменте, чтобы подсушить в духовке, моя драгоценная родня это всё молниеносно склевала, приказав: вари ишшо! Но я обиделась и более казачью дыню не готовила)))