Эй, ребята, знаете что такое «абьюз»? Это когда тебя используют лишь для достижения необходимых потребностей, при этом воспринимая и думая о тебе лишь как об одном из способов достижения этих же самых потребностей. Короче говоря, с абьюзерами ты превращаешься в очень милую и послушную вещичку, которую можно принудить к чему угодно.
Не очень круто, да? Именно поэтому современное общество старается бороться с подобными людьми, регулярно оказывая помощь жертвам психологического насилия. А что, если я скажу, что абьюзеры — крайне удачное решение для создания, к примеру, комиксного злобного гения? Именно об абьюзерстве как литературном приеме мы и поговорим.
В нынешний момент тема абьюзивных отношений и домашнего насилия, как бы это не звучало, весьма актуальна. Говорю я не столько про случаи конкретных людей, отдельные судебные практики и спекуляции в каком-нибудь Twitter'е, сколько о раскрытии темы в медийном пространстве.
Откровенно говоря, причинами популяризации темы стали, как вы уже и сами знаете, многочисленные случаи в кино-индустрии: начиная Деппом и Херд, заканчивая набившим оскомину Вайнштейном с Полански. Сейчас волна движения «metoo» задела и смежные медиа: конфликты уже внутри Ubisoft и других игровых студий, десятки обвинений в сторону культового сценариста комиксов Уоррена Эллиса, а также несколько совсем недавних историй прямиком из российской комикс-тусовки.
Само собой, мы собрались здесь говорить вовсе не о знаменитостях с их грязным бельем — уверен, что для обсуждения этих тем найдутся более компетентные люди. Моя задача — рассказать о том, как с помощью уже ненавистного приема психологических насильников предать персонажу той или иной истории глубины, раскрыв характер и мотивы на полную.
О ком же мы зачастую вспоминаем, когда речь идет об абьюзерах внутри комикс-вселенных? Кто-то точно вспомнит отношения Человека-Муравья и Осы из Ultimate-вселенной, кто-то — психологические расстройства уже полюбившегося публики Зеленого Монстра, раскрывающиеся в недавнем онгоинге «Immortal Hulk». На практике, почти каждому супергерою можно запросто дописать черты морального насильника задним числом — авось и мотивация с причинно-следственной связью где-то встанут на место.
А еще можно вспомнить современную серию «Venom» Донни Кейтса, в которой также раскрывались темы домашнего насилия и психических расстройств. Более подробно о проблеме героя с его семьей мне уже доводилось рассказывать в отдельном материале!
Другое дело, что в образ мышления некоторых персонажей абьюзерские отношения, как не удивительно, вписываются почти идеально — об одном из таких героев я и хотел поговорить. Точнее, не совсем герое — в общем, речь идет о Фантастической Четверки Ultimate-вселенной.
Рид Ричардс, он же Мистер Фантастик, он же Мейкер (или Создатель).
Впервые увидев персонажа еще при первом прочтении культовой «Secret Wars» Джонатана Хикмана, особое внимание я обратил на действия злой версии Рида — до боли прагматичный, холодный и расчетливый человек, чья логика поддается вычислениям, а судьбоносные решения сокращены до механического решения задач с n-ным числом переменных. Подобная личность скорее напоминала машину, которая движется в угоду безумно пугающей иррациональной цели исходя из собственных желаний.
В подобном случае эмоции, на первый взгляд, практически не различимы — Мейкер действует исключительно из долгосрочных целей, предполагая дальнейшую выгоду для себя за счет уже автоматизированных решений и задач. Однако его психологическая картина открывается по ходу истории серии «Venom» Донни Кейтса — злодей, ранее движимый не очевидными и несколько туманными целями, открывается как человек, ищущий путь к возвращению в свою родную вселенную. Казалось бы, зачем действовать только с расчетом своей Земли, когда перед тобой открыт мультиверс — учитывая способности Мейкера, он бы с легкостью мог завоевать любой из известных миров.
Но ведь ему нужна именно Земля-1610. Почему?
Ответ таится в лимитированных сериях нулевых и десятых, а именно в «Ultimate Enemy», «Ultimate Mystery» и «Ultimate Doom» — на протяжении трех историй еще молодой Ричардс, пускай и фоном, приоткрывается как персонаж трагичной судьбы, чьей целью на пути тирана стало банальное «создание идеального мира». Человеком науки, по сути, движет безумно утопичное желание «лучшего», в котором счастье предполагается только для близких друзей и семьи Рида. Уже в дальнейшем, вследствие крайне болезненного разрыва с Сью Шторм, Ричардс начинает проявлять ранее скрытые склонности к насилию и мести по отношению к людскому роду.
А более подробно об актуальном статусе Ultimate-вселенной Marvel вы можете узнать из свежего материала по данной ссылке!
Другое дело, что психологические проблемы Рида были по большей части скрыты от глаз читателей — причины «ненависти» персонажа к остальным людям были показаны лишь в коротких флэшбеках в упомянутом «Ultimate Mystery». И что это? Пара стычек со школьными хулиганами, да конфликт с отцом, не желающем покупать новую бытовую технику взамен сломанной Ридом для сборки механизмов. Откровенно говоря, не тянет на проблемы, вследствие которых появился один из самых харизматичных злодеев всей актуальной вселенной Marvel. Да и первоначальный образ забитого всеми ботана, от которого даже любимая девушка сбегает по абсолютно глупой и надуманной причине, кажется не самым сильным подспорьем для злодея-хэдлайнера.
И несмотря на нынешний статус Мейкера в сериях издателя, вы уже вряд ли когда-нибудь забудете об откровенно ужасном бэкграунде персонажа, чья мотивация в момент «перехода на темную сторону» ограничивается избитым (ха-ха) «об меня вытирают ноги, и девушка еще бросила». Проще говоря, отстой — значит нужно менять. Как? Еще раз гляньте на заголовок материала.
Исправить очевидные проблемы в образе персонажа более чем реально — достаточно только проявить немного фантазии и прекратить писать из подростка-гения чрезмерно мстительного и глупого неудачника.
Смотрели недавнего «Человека-Невидимку»? Отличный фильм ужасов с внушающим страх антагонистом, не признающим поражение даже после появление очевидных доказательств правоты жертвы. По сути, типичный абьюзер, профессионально орудующий газлайтингом и своим статусом в обществе и прикидывающейся пострадавшим в инсценированном им же номере. Уже догадались, к чему я веду?
Прекрасным, на мой взгляд, решением стало бы переориентировка героя-неудачника в эго-маньяка, контролирующего коллег и близких через свой статус в обществе и научной среде. Как мне кажется, подобное сочетание ученого-гения и человека, способного речью подчинить себе волю других, было бы, как минимум, актуально и свежо. В таком случае Ричардс бы мог спокойно продолжать носить геройскую личность, используя ее как «план Б» при появлении особо догадливых ребят и доказательств с их стороны.
Думается мне, именно такого Мистера Фантастика мы еще не видели — и именно такого будет интересно увидеть в одном из параллельных миров. Умный и харизматичный злодей, который не просто таит обиду на Землю за многочисленные избиения со стороны одноклассников и отца, но и без прямого воздействия контролирует как близких людей, так и собственные действия, лишний раз избегая конфликтов и не подставляясь под удар.
Именно такого бы я хотел видеть Мейкера — надеялся, что увижу таким в зачатках, когда только начал изучать его предысторию. Но по итогу я, как и многие другие читатели, попросту разочаровались в решениях авторов, работе редакторов и издательства в частности, положив болт на изучение и дальнейшее прочтение комиксов по Ultimate-вселенной.
Пускай ныне мы имеем прекрасного персонажа, способного побороться в харизме с уже классическим Думом и Галактусом, — стоит помнить как и откуда он появился. Такую сценарную импотенцию я, например, уже вряд ли когда-нибудь забуду. И ведь этот же персонаж в «Secret Wars» обвинял Ричардса с Земли-616 в мягкотелости.
Ссылка на мою группу VK
Ссылка на канал в Telegram