Найти тему
cenzor

«Нужно больше золота!»: комикс «Хранители» как популярная франшиза с кучей сиквелов

Эй, ребята, читали «Хранителей» Алана Мура? Гениальный ведь роман, не правда ли?

А полдесятка вариантов монтажа фильма Зака Снайдера? Сиквел серии комиксов в виде сериала для HBO? Кроссовер-продолжение с основной вселенной DC за авторством Джонса? Может, вы ждете новую историю о Роршахе? Уверен, кому-нибудь точно понравилась вариация Доктора Манхэттена из альтернативной вселенной, где он был Брюсом Уэйном. Тоже ничего не понимаете, да?

Короче говоря, сегодня мы поговорим с вами о моих личных проблемах с восприятием сиквелов одного из лучших комиксов в истории.

by Gary Frank
by Gary Frank

Откровенно говоря, тяжело переоценить вклад «Хранителей» Алана Мура в современную индустрию комиксов и поп-культуры. Одна из культовых и нетипичных работ 80-х, профессионально и со вкусом деконструирующая жанр привычного нам супергеройского эпоса.

Давая комментарии на каждую, на тот момент, актуальную тему, начиная политическими событиями и заканчивая удручающими тенденциями уже тогдашних издателей комиксов, графический роман закрепился в головах большинства как нечто настолько непостижимое, насколько и гениальное — masterpiece, который кардинально отличается от всего, что было, есть и будет когда-либо в комикс-культуре.

Другое дело, что зачастую подобное мышление отталкивает еще не самых подготовленных ребят от потенциально интересной работы, способной не только приоткрывать завесы супергеройских мета-текстов, но и банально развлекать. Хотя мы все прекрасно знаем, что развлечение — это у Marvel, а вот в DC-то пища для мозга!

by Dave Gibbons
by Dave Gibbons

Таким образом, я бы хотел подвести наш с вами разговор к обсуждению несколько резкой тенденции последних лет: отныне «Хранители» могут полноценно считаться целой франзишой. То есть, серьезно, как много мы увидели сиквелов, приквелов, ответвлений и прочего только за последние несколько лет? С одной стороны, очень здорово, что работа Алана живет и по сей день, с другой — а нужны ли были все эти фансервисные истории?

Я не испытываю какой-то ненормальной помешанности на сериях Мура. Само собой, зачастую его комиксы — эталоны, на которые стоит просто-напросто равняться. Однако и маэстро порой сдавал позиции — это ведь вполне нормально для такой творческой профессии. Проще говоря, мне относительно просто принять сам факт создания сиквела «Хранителей».

Проблема в том, что не одна из свежих вариаций не способна даже стать полноценным сиквелом. Почему? Ну, мы имеем «Doomsday Clock», ранее именуемый всем пресс-отделом издательства «прямым сиквелом сюжета Алана Мура» — проигнорирован всеми и вся в угоду очередных сиквелов. Есть мини-сериал от HBO, вроде как продолжающий версию оригинала — хорошо принят критиками и зрителями. Есть и «Rorschach» от Тома Кинга, вновь продолжающий историю серии Мура, но игнорирующий прошлые варианты. Уже понимаете в чем проблема?

«Doomsday Clock» lenticular cover by Dave Gibbons
«Doomsday Clock» lenticular cover by Dave Gibbons

Проблема в банальной несостоятельности. Вместо того, чтобы дать своим же читателям полноценное линейное продолжение без очередных глупых нагромождений, получается, что несведущие получают охапку различных вариантов развития событий, которые никак друг с другом не связаны. Ну и казалось бы, а как быть? Особенно учитывая активное паразитирование издательства на уже известном бренде в других своих линейках — теперь и Уолли Уэтс, и вечно гогочущий Бэтмен ходят с узнаваемым логотипом на лбу. И это мы еще не вспомнили «Финального Брюса Уэйна» — уверяю вас, подобного сценарного мусора в DC нынче навалом.

Особняком стоит сюжет «Button» от все того же Кинга, однако и в нем нет ничего особенного — на уровне была только реализация первого номера события с отличным концептуальным решением в виде «таймера».

Более подробно о Финальном Брюсе Уэйне, альтернативной версии Доктора Манхэттена и Бэтмене, которого прикончили невидимой бензопилой вы можете прочитать в тексте про «Dark Nights: Death Metal»!

Проще говоря, только сейчас мы имеем уже три несвязанных сюжета, так или иначе продолжающие оригинальный сюжет Мура. Каждый по-своему развивается, игнорирует предыдущие продолжения и написан авторами с расчетом на то, что именно их работу канонизируют в дальнейшем. Прямо как со всеми продолжениями «Терминатора», ага.

Не знаю как вам, но лично я не могу принять столь наплевательское, если даже не хамское отношения издателя к аудитории и своей собственности, не говоря уже об отсутствии хоть какого-то внятного контроля со стороны редакторского состава. Особенно учитывая тот факт, что серия приквелов оригинальной истории, «Before Watchmen», как бы это странно не звучало, но работает как надо! Может, потому что процесс контролировался свыше, а сюжет писался не только как очередная подводка к сиквелам, но также и как самостоятельная история с адекватным началом и концом?

Зачем все это делается? Очевидно, чтобы заработать. Стоит ли эти серии вашего времени и денег? Очевидно, что нет. Может ли выйти интересное, оригинальное и качественное произведение в рамках «Хранителей»? Да, определенно может. Вопрос в другом — как скоро ожидать выходящий за рамки привычного паразитирования сюжет.

Ссылка на мою группу VK
Ссылка на канал в Telegram