Найти тему
Владимир Зима

Руководить - ремесло или искусство?

Споры о том, что такое управление – наука, ремесло или дар божий, не умолкают ни на минуту. Споры горячие, но бесполезные.

Ведь они полностью повторяют споры из суфийской притчи Джалаладдина Руми о слоне, в которой один персонаж заявляет, что слон схож с водосточною трубой, другой, что он похож на опахало и так далее. Каждый прав, и каждый неправ, ощутив только часть большого целого. И хотя управление – это не слон, стоящий в темной конюшне, мало кто смотрит на него со всех сторон. Иначе споры давно бы стихли, и сторонники различных концепций взялись за совместную созидательную работу вместо того, чтобы доказывать друг другу свою однобокую правоту.

Основа – ремесло

Все профессии начинаются с базы. Даже творческие. Художник начинает с определения перспективы и линий, музыкант отрабатывает технику гаммами, хирург препарирует трупы или специальный манекен, пилот учится на тренажёре. Все они обучаются базовым приёмам своего ремесла. Конечно, кто-то обладает природным талантом, развитым настолько, что он мог бы выполнять элементарные действия без специальной подготовки. Но если мы еще готовы восторгаться картинами вундеркинда, то вряд ли захотим лечь под нож хирурга самоучки. Мы предпочтем того, кто отрабатывал свои движения годами.

В управлении тоже есть обязательные базовые элементы. И они более чем прагматичны. Это постановка задачи, объективная оценка трудовой деятельности сотрудника, проверка квалификации подчиненного, коррекция трудового поведения. Всё это базовые управленческие процедуры. То есть, действия, которые должны выполняться по строгому алгоритму и не слишком похожие на обычное межличностное общение, которым они подменяются в девяноста процентах случаев.

Есть в управлении и продвинутые процедуры – оценка мотивированности и потенциала сотрудника, планирование распределения задач, управление совещанием, регламентация действий и взаимодействий, разработка и согласование показателей и тому подобные. И они тоже должны выполняться по алгоритмам.

Всё перечисленное составляет обычную управленческую рутину, которой нужно научиться, а потом регулярно тренировать.

Будет ли тот, кто освоил эти дисциплины лучшим руководителем? Среди таких же ремесленников, как он сам – не обязательно. Но точно будет давать огромную фору дилетантам, не получившим базовых умений и подменившим их ораторским мастерством или поверхностной психологией, или тем более житейскими стереотипами.

Так что, с этой точки зрения, управление – чистейшее ремесло. Ему может научиться почти каждый. И почти каждый может выполнять процедуры работы с подчиненными на приемлемом уровне. Правда, есть один очень важный момент. Как и в любом сложном ремесле, в управлении нельзя один раз обучиться и на всю жизнь стать мастером. Базовые процедуры нужно постоянно практиковать и оттачивать. Точно так же, как и в музыке, хирургии или пилотировании.

Принятие решений – ремесло или мастерство?

Руководитель – это человек, принимающий решения. Этот тезис вроде бы известен каждому. Но далеко не всем известно, что решения, принимаемые руководителями, тоже в основе своей имеют базовые правила.

В основе решений о том, как распределить нагрузку на сотрудников, лежат знания об особенностях мышления сотрудников, их мотивированности и способностях. И конечно же, умение объективно оценивать все эти качества.

В основе решений о том, как построить взаимодействие сотрудников и подразделений – знание о системных эффектах, умение оперировать принципами, умение анализировать процессы и так далее. В общем, опять же, ремесло.

Но вот после того, как базовые умения отточены, некоторые остаются ремесленниками, причем, хорошими, а кто-то становится мастером. Тем, кто видит больше деталей и предлагает нестандартные красивые решения. Для этого, конечно, нужна не только тренировка, но и природный дар. Но, так же, как и хирург, разрабатывающий новые приемы в своей области, одаренный руководитель обязан владеть базой.

Так что, и мастерство существует. И так же, как и в любой профессии, оно доступно не каждому.

Искусство руководить

Словари определяют термин «искусство» по-разному. И как выражение себя в картинах, литературе, музыке или танцах. И как осознание мира через создание художественных образов. Но этим определения не ограничиваются. Искусством так же называют высшую степень мастерства. «Это целое искусство», - говорим мы о чём-то сложном, в итоге чего появляется нечто красивое и необычное. В управлении тоже бывают красивые решения и красивые алгоритмы. Их создают те, кто прекрасно владеет базой и может позволить себе творчество.

Так что, менеджмент может быть и искусством. Искусством созидания.

Скрещение практики и теории – наука

Существует в менеджменте и научное направление. В общем-то, как и в любой другой профессиональной области. Исследователи выдвигают гипотезы, проверяют их на практике и превращают в теории. Так же, как и в любой другой науке. Правда, отличие от классических наук все-таки есть. Всерьез теорией и практикой в менеджменте занимаются единицы. Из-за чего, конечно же, страдает скорость развития этой дисциплины. И так же, как в любой молодой науке, в управлении мало настоящих исследователей и очень много тех, кто выдает свои гипотезы за теории. И так же, много тех, кто, никогда не занимавшись практикой, пытается преподавать менеджмент по книгам и выдает своё толкование классических трудов Тейлора, Друкера, Файоля и других основоположников этой науки, за абсолютную истину.

Откуда проблемы

Вы же наверняка видели таблички, в которых сравнивают лидера и менеджера. Сравнение обычно далеко не в пользу второго. Лидер выглядит эдаким добрым волшебником, скрещенным с мотивационным оратором, а менеджер – жестоким сухарем. Вот эти таблички как раз и являются плодом интерпретаторов, которые, не понимая сути управления, пытаются воздействовать на эмоции руководителей для того, чтобы продать им свое псевдообучение. Точнее, обучение тому, что слон – это водосточная труба или слон – это диван. Правда, в их оправдание надо сказать, что они чаще всего не лгут. Они сами безусловно верят в то, что транслируют, ведь в их опыте нет общего взгляда на большую систему. И практики, которой они бы проверили свои гипотезы, тоже нет.

Те, кто работает в реальных условиях, пренебрежительно называют их теоретиками. Но на самом деле, учёными-теоретиками они не являются. Они просто чтецы и интерпретаторы. Ибо теоретик – это тот, кто выдвигает гипотезы, проверяет их на практике, и после успешной проверки превращает в теории. Но настоящих теоретиков в менеджменте очень мало. Ведь ими могут стать только действующие руководители. А они чаще всего заняты тем, что из-за отсутствия базы каждый день изобретают одни и те же способы управления.

Немного про будущее

Но однажды эпоха становления научного менеджмента закончится. И он станет обычной рядовой наукой, на основе которой будет развиваться обычная рядовая профессия. Со своими стандартами и квалификационными требованиями.

Так что, управление – это и наука тоже. Просто очень молодая и медленно прогрессирующая. В которой, в отличие от медицины, пока еще нет единых стандартов. Даже единой терминологии нет. Но однажды всё это появится. А пока нужно собирать всё накопленное за последнее столетие знание и вырабатывать те самые скучные стандарты для скучных, но очень нужных процедур управления.

И когда эта работа будет сделана, противопоставление лидера и руководителя пропадёт за ненадобностью. А споры о том, что же такое управление – наука, ремесло, божий дар или искусство, затихнут сами собой.

А в видео немного об искусстве управления удаленными сотрудниками: