Здравствуйте, с вами Сетевой Домохозяин.
Видимо, X5 Retail Group, которой принадлежит сеть "Пятерочка", ищет всё более изощрённые способы, как бы сэкономить на персонале в магазинах. И идея у них созрела - создание магазина без кассиров.
Ещё осенью того года сеть Пятёрочка открыла в тестовом режиме продуктовый магазин для самих работников X5 Retail Group, в котором применялись технологии "интернета вещей". Магазин был построен на 100% самообслуживании.
Температура в помещении, уровень освещения, контроль за поведением покупателей - всё это было отдано на откуп высокотехнологичных датчиков. И сами покупатели совершали покупки только на кассах самообслуживания.
У владельцев "Пятёрочки" есть идея пустить подобный формат магазина для рядовых покупателей, и для этого есть предпосылки. Мне кажется, они такие:
1. Сокращение затрат на персонал. Кассиры, продавцы и прочий честной люд стоит денег. Видимо, кто-то умный решил, что содержать IT-инфраструктуру, поддерживающую порядок работы магазина, дешевле, чем кормить толпу низкоквалифицированных работников.
2. Снижение количества жалоб на продавцов. Сеть пестрит историями о том, как кто-то кому-то нахамил в магазине и кто-то с кем-то поругался. Вводя в эксплуатацию такой вот электронный "умный магазин", количество контактов покупателя с сотрудником снизится до минимума. Снизится стресс. И все (по крайней мере, в теории) будут друг другом довольны.
Но из плюсов вытекают и минусы:
1. Уверены ли те, кто продвигает идею "умного магазина", в том, что поддержание столь сложной сетевой инфраструктуры будет гораздо более бюджетным решением, чем содержание штата персонала? Цифровое пространство - это не только удобство для покупателя, но и поле деятельности для кибер-преступников. Думаю, у воришек быстро созреет план, как обманывать эту машину.
2. Да, количество жалоб на продавцов, скорее всего, снизится. Однако появятся жалобы на работу "электронного дурака", по логике которого будут работать магазины. Никто не отменял период отладки и отработки алгоритма работы "умного магазина". Вопрос в том, насколько он будет болезненным для покупателей.
Когда я первый раз столкнулся с работой кассы самообслуживания в Пятёрочке, у меня были только нецензурные выражения. Первый терминал не захотел мне пробивать баллы по карты. Второй работал только на приём наличности. А в третьем копошился кассир и, матерясь, что-то пытался настроить.
Неужели кассиры не нужны? Мне кажется, нужны. Ещё как. А как вам кажется, приживётся ли "умный магазин" самообслуживания в России?
Источники: