(The Big Ugly, 2020, США)
Диву даюсь, как создатели этой картины устояли перед искушением начертать на постере крупными буквами "По сценарию Тарантино". И ведь ни на йоту не обманули бы, ибо соавтором режиссёра/сценариста Скотта Вайпера действительно выступал некий... Тарантино!
Разве что этого мужика зовут не Квентин, а Пол, и он не родственник легендарного Антоныча, а просто однофамилец. Но это уже так, мелочи, хотя и объективные: Пол Тарантино действительно звучит как "пол-Тарантино". И это ещё при максимально лестном к нему отношении.
На самом же деле рассказчик кровавых историй из Пола - едва одна десятая доля от Квентина, и то, если встанет на цыпочки и вытянет руки вверх. А учитывая, что "показчик" историй из Скотта Вайпера тоже так себе, ничего крышесносного их дуэт не мог породить в принципе.
И, естественно, не породил.
***Ахтунг! Далее вероятны спойлеры!***
Как бы моя Халк не ненавидеть спойлер, раскрыть главную трагедию "The Big Ugly" иначе попросту нельзя. А заключается она в том, что здесь нет... главного героя!
Или, вернее, формально-то он есть, но это не герой, а сса... сущая тряпка, что размазала по паркету все законы драматургии. Согласно которым в драматических триллерах/боевиках центральный персонаж может быть двух типов. То есть 1) это "классика": крутой мужик (или баба), который "валит нас по-старому, как офигенных бандитов" (© Джим Джармуш). И 2) более сложный вариант: герой не крутой, но у него есть в характере стержень, благодаря чему он, скрипя зубами, пройдет через все ужасы (возможно, в итоге и погибнув).
Вариант "не крутому герою постоянно фартит" в данном жанре неуместен - это уже из области кинокомедий и трэша.
Винни Джонс в "The Big Ugly" играет крутого... не крутого.
Иными словами, сначала нас знакомят с брутальным мокрушником в духе лучших джонсовских ролей, а потом это всё куда-то испаряется и не влияет ни на что. Представляете себе: его герой, амбал-телохранитель Жилин Костылин Нилин до самого финала обречён получать по своей кислой морде. Раз за разом, словно "ботан" в школьном туалете. Зато при каждом удобном случае зрителю продолжают талдычить: о, да, этот мужик прошёл через ад, столько навидался и стольких убил и съел! Правда, сегодня Нилин вдруг "чот приуныл" и расквасился. Поэтому он не в силах вышибить дух даже из сопляка, который ниже его на две головы и в два раза легче.
Ш-шта-а? А это точно тот самый Винни Джонс, или, может, нам подсунули его пиратскую копию?
"Постой-ка! - удивитесь вы. - А чем же тогда Нилин занят без малого два часа, и кто вместо него продвигает сюжет вперёд?"
Да тем и занят, что тяжко страдает по внезапной утрате: шастает по округе с видом хмурого лося, бухает, перетирает с местными за то да сё, вяло на кого-нибудь наезжает, после чего схватывает в "бубен" и по почкам, снова прикидывается трагическим лосем и шаркает копытами дальше...
Страдалец ты наш многогрешный!
Честное слово: в более отвратительной и неестественной роли я до сей поры Винни ещё не видел. Просто потому что он - актёр единственного (зато какого!) образа и играть другие совершенно не умеет. А здесь ещё и ни хрена не старается.
Что же касательно вашего второго вопроса...
Ну, пока Нилин мычит и не телится, в этой истории есть и другие герои, которые мало-помалу толкают её к финальным титрам. К счастью, в отличие от Джонса, истинные мэтры Малкольм МакДэуэлл, Рон Перлман и Брюс МакГилл работают не на расслабоне, а на совесть, да и актёрский молодняк баклуши не бьёт. Однако, к несчастью, эти редкие крупицы-достоинства фильму погоды не делают. Ведь львиную долю его времени мы всё равно смотрим на псевдотрагика Винни, а это, как я и отметил, крайне сомнительное удовольствие.
Ну и пара слов о сюжете как таковом: видали поинтереснее.
***
В общем, нет уж, спасибо: такой Винни Джонс нам не нужен!
И тот факт, что, судя по финальным титрам, он (как генеральный продюсер) посвятил это кино своей скоропостижно умершей в 2019-м жене, не оправдывает заунывность "The Big Ugly", а также её рахитичность и как драмы, и как триллера.
Посмотреть - и забыть. А лучше не смотреть вовсе.