Осознанно воцерковляться я начал около шести лет назад – тогда в моей жизни произошли серьезные перемены, я переехал в другую страну и кардинально переосмыслил свою жизнь.
До этого я периодически ходил в храм, но был скорее не прихожанином, а захожанином – стоял на службе не более получаса, ставил свечи и очень редко исповедовался.
Несколько раз подходил к Святой Чаше причащаться просто за компанию, перед этим плотно позавтракав. Сейчас вспоминаю это и даже смешно становится. И немного страшно...
Я вспоминаю тот этап своей жизни с благодарностью и трепетом – именно тогда я начал познавать Бога, хотя делал Ему навстречу пока еще очень неуверенные шаги.
До сих пор с теплом вспоминаю свой первый храм, в котором начиналось мое воцерковление и доброго батюшку, который с терпением отвечал на мои глупые вопросы.
Почему это мне нельзя причащаться?
Потом я переехал и начал искать не только Бога, но и себя. Я продолжал грешить, но уже понимал, что делаю что-то не так и моя совесть постепенно пробуждалась. Однажды я пришел на раннюю литургию и сознательно подготовившись ко Причастию подошел к священнику на исповедь. Он выслушал меня, после чего сказал фразу, за которую я буду всегда ему благодарен:
«Я не могу допустить тебя ко Причастию. Тебе нужно сначала поменять свою жизнь и перестать жить в грехе»
Признаться, меня такой поворот событий шокировал. Я кивнул, отошел в сторону, но не обиделся, а, наоборот, задумался. Хотя сначала гордынька взыграла: как же так, я же готовился, да как он смееет! Но потом я понял, что батюшка Александр прав – я просто лицемерю и от такого Причастия не будет никакой пользы. Более того – оно может быть во вред:
«Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)
Я вышел из храма и поблагодарил Бога за такой урок – мне стало понятно, что моя вера неискренняя, формальная, она не меняет жизнь. В этом и состоит опасность подмены христианства обрядоверием – к сожалению, это можно видеть довольно часто.
После того случая я пересмотрел свой образ жизни, постарался с Божьей милостью освободится от греха, который тогда владел мною и начал серьезнее относиться к своей духовной жизни. Конечно, я не могу сказать, что стал достоин принимать Тела и Крови Христовой – никто из нас не достоин этого.
Просто я стал серьезнее относиться к Церковным Таинствам и воспринимать их не просто как некие обряды, а как действительно божественный дар, для укрепления человеческой немощи. Хотя до полного осознания всей глубины мне еще очень далеко.
Но, если бы тогда отец Александр не совершил бы этот мудрый духовный поступок – возможно я так бы и продолжал быть православным лицемером и падать все ниже…