Уму, который все еще существует подчиняется весь мир.
Даоская поговорка.
Каждый раз приходя на кейко, наверно, многие из нас задавались вопросом: что я тут делаю? Вот конкретно-что? Можно сказать, что совершенствуюсь в технике – сихо наге, тенкан, семен учи – все ж понятно. Понятно? Да ладно. Я вот с трудом мог связать тенкан и сихо наге с чем-то еще кроме возможностей моего тело и законов биомеханики, до последнего времени. Вы можете? Да? Если да, то я вам завидую. Простой пример – много сказано сенсеями о ясности ума, даже кто-то медитацией занимается. Однако разве ясность ума, это не понимать, что ты делаешь здесь и сейчас? Медитация точно поможет? Мне думается, что текст, приведенный ниже может помочь нам увидеть те стороны айкидо, которые обычно для нас не очевидны.
Нас не интересуют голые факты – вперед к причинам и следствиям!
***
Джон Стивенс.
Философия айкидо. Основные принципы.
Как любая философская система, айкидо определяется с помощью основных принципов.
Прежде всего айкидо устанавливает важность «четырех благодарностей».
1. Благодарность непосредственно Вселенной.
Это благодарность за дар жизни, труднодостижимое и драгоценное состояние бытия. Согласно буддийским верованиям, переселяющаяся душа, с такой же вероятностью обретает человеческую жизнь, как слепая черепаха, плавающая в великом океане, раз в сто лет всплывающая на поверхность, просунет голову в отверстие в случайно проплывающем бревне. И хотя у богов обстоятельства лучше, их беззаботное существование вводит их в ступор, и только у человеческих существ есть возможность стать Буддой, - нужно тело, чтобы познать роль сансары, практиковать Дхарму и пережить Нирвану. Благодарность за то, что мы живы, чрезвычайно важна, ибо это даёт нам надежду. Как сказал Мастер Уэсиба:
Святые и мудрецы всегда почитали сакральность небес и земли, гор, рек, деревьев и трав. Они всегда помнили о великом благословлении природы. Они всегда знали, что цель жизни- постоянно менять мир, создавая каждый день заново. Если вы понимаете принципы айкидо, вы тоже будете рады жить, будете встречать каждый день с большой радостью.
Когда Вы кланяетесь вселенной,
Она кланяется Вам в ответ.
Когда Вы произносите имя Бога,
Оно отзывается внутри Вас.
Канадский индеец (ассинибоин) так описывает обряд благодарности из жизни своего деда:
Он никогда не забывал рано утром поблагодарить восходящее солнце. Он называл солнце Глазом Великого Духа. В полдень он замирал на несколько секунд, благодарил и получал благословение. Когда солнце заходило он замирал и благоговейно смотрел на него, пока Солнце не исчезало.
Так же утром, проснувшись, Мастер Уэсиба выражал своё почтение святилищу в додзе и приветствовал утреннее солнце. Если во время путешествия, ему случалось пройти мимо какого-нибудь святилища, он останавливался, чтобы произнести молитву местному божеству.
И всякий раз, когда ему попадалось красивое зрелище, он благодарил богов за такое угощение. Мастер Уэсиба приветствовал прохладный ветерок, попавший в додзе такими словами: «Добро пожаловать, Мистер Бриз! Как мило, что Вы зашли и освежили нас!».
2. Благодарность нашим предкам и предшественникам.
Это включает благодарность матриархам и патриархам нашего собственного клана, а также многим замечательным лидерам, новаторам, учителям, художникам и первопроходцам, которые были до нас и создали человеческую культуру. Даже если наши родители препятствовали и противились в наших поисках, мы все равно должны быть благодарны за дар физического тела.
Великий мастер дзюдо Кюдзо Мифунэ (1883-1969) часто говорил:
Я благодарен родителям за то, что они подарили мне такое маленькое тело. Таким образом я должен был тренироваться в два раза тяжелее, чтобы победить тех, кто больше и сильнее. Моя техника стала очень мощной. Я даже благодарен травмам – я научился пользоваться теми частями тела, которые не пострадали.
3. Благодарность нашим собратьям.
Мы не можем жить без поддержки других людей. Люди кто строят дома, города и дороги; люди, кто делает вещи лучше; люди, кто выращивает и готовит нам пищу; кто платит нам зарплату; те, кто любит, кормят и поддерживают нас; люди, с которыми мы играем, делаем упражнения и тренируемся. Мастер Уэсиба однажды сказал своим студентам:
У меня действительно нет учеников-вы мои друзья, я учусь у вас: из-за того, что вы тяжело и упорно занимаетесь, я зашел так далеко. Я всегда благодарен за ваши усилия и сотрудничество. По определению, айкидо означает сотрудничество с каждым, сотрудничество с богами и богинями любой религии.
Далай Лама XIV часто указывал на то, что мы даже должны быть благодарны своим врагам, встреча с ними позволяет нам сделаться сильнее:
Тибет проходит сейчас через темный период своей истории. Я считаю большой честью и привилегией провести его через это испытание. Возможно, добившись успеха, мы не только сохраним себя, но и подадим важный пример другим странам, как опора на ненасилие, терпение и силу правды, - может быть эффективным инструментом в человеческих отношениях.
Махатма Ганди (1869-1948) сказал:
Добродетели милосердия, ненасилия, любви и правды в каждом человеке могут быть по-настоящему испытаны, только когда противостоят безнадежности, насилию, ненависти и лжи.
4. Благодарность растениям, животным, которые жертвуют своими жизнями ради нас.
Мы существуем за счет других существ растительного и животного мира, и должны быть благодарны за каждый кусочек пищи.
Дзенский монах Рёкан (1758-1831) всякий раз низко кланялся и просил у Будды благословения для людей. Который работают на рисовых полях, и проводил много часов распевая сутры и в молитвах о них. Он славился тем, что не тратил напрасно ни крошки еды и делился своей скудной пищей с нищими и дикими животными. Он сочинил поэму:
Весенний дождь,
Летний ливень,
Сухая осень,
Природа улыбается нам,
И мы все разделим эту мудрость.
В наши дни индейцы Америки никогда не забывают сказать спасибо животным, которые великодушно согласились быть убитыми. Эскимосы молятся так:
Обитатели моря, придите предложите себя в утреннем свете.
Обитатели равнины, придите предложите себя в утреннем свете.
Эти молитвы адресованы как будто друзьям и адресованы с уважением. «Мы забираем ваши жизни из-за нужды, а не из-за жадности».
Некоторые племена проводят обряд Буска перед жатвой. Люди собирались на площади и прощали все долги и ссоры предыдущего года, чтобы восстановить гармонию в обществе, и обеспечить, что бы урожай был собран в надлежащем состоянии духа.
Четыре благодарности могут еще быть осмысленны как четыре долга:
1. Мы в долгу перед Вселенной за дар великого замысла.
2. Мы обязаны нашим предком за дар великого существования.
3. Мы обязаны мужчинам и женщинам в прошлом за дар человеческой культуры.
4. Мы в долгу перед живыми существами за дар существования.
Благодарность – это мощное противостояние от обиды, которое мы испытываем по отношению к другим, и от недоброжелательности, которую мы испытываем, удерживая их в своих объятьях.
«Будда определил злого человека, как персону, не испытывающего чувств благодарности и не помнящего добра, оказанного ему. Благодарный человек оказывается от жалости к самому себе и воздерживается от жалоб на свою жизнь. Другой аспект благодарности – уважение.
Коренные американцы посвящают многу внимания уважению: уважение к Вакан Танка, Великому Духу; уважение к Матери Земле; уважение к живущим людям; уважение к индивидуальной свободе. В буддизме это известно, как Всеуважающий Бодхисатва, чья личная практика делать глубокий поклон всем, кого встретит, давая каждому полную меру уважения. Мы нуждаемся в уважении к богам, богиням и буддам, уважение к физическим объектам, и, самое главное, уважение к другим человеческим нуждам. Уважение — это не просто внимание, это включает в себя понимание, симпатию, с другой стороны. Как говорит китайская поговорка: «Печаль на двоих-в двое меньше, радость на двоих удваивается!».
Каждая философская система устанавливает этические ценности или добродетели. В айкидо четыре главные добродетели ценятся наиболее высоко.
1. Добродетель мужества.
Это «смелое действие», «мужественное свершение» или «героическая жизнь». Нужно смело встретить все испытания, которые приносит нам жизнь, сражаться до конца в честной борьбе. Нужно быть достаточно смелыми, что бы при необходимости пойти на самопожертвования. Признать свои ошибки и взять на себя всю ответственность за них. Добродетель мужества порождает силу воли и решительность. Что бы овладеть каким-либо искусством, человек должен взять на себя обязанность с усердием практиковать. Мы тренируемся, потому что это трудно, а не потому, что это легко. Но если мы будем усердно тренироваться, то выйдем победителями: усердная тренировка ведет к легкой победе. В айкидо не учат соревноваться на самых высоких уровнях, доходят до того, что позволяют противнику нанести удар первым, и не прибегать к атакам, для большей легкости. Человек доблести хочет победить честно, а не за счет других.
Мастер Уэсиба сказал:
Победа, к которой мы стремимся, это преодоление всех трудностей и борьба до конца, достижение наших целей. В айкидо мы никогда не нападаем. Если вы нанесете удар первым – это говорит о том, что ваша подготовка не достаточна, и на самом деле вы потерпели поражение.
Другой аспект мужества – это бесстрашие. Мастера Будо часто говорят о даре бесстрашия - бесстрашия, которое приходит от всеобъемлющего знания, которое приходит от разрушения иллюзий, от истинного понимания природы боли и смерти, как нашего последнего врага. Дзен-буддисты утверждают, что тот, кто полностью пробужден не испытывает страха, дар бесстрашия, это дар уверенности, который делает человека смелым, или даже дерзким. Доблесть мужества символизируется огнем, устойчивым пламенем, которое не может быть погашенным.
2. Добродетель мудрости.
Азиатские философы поощряют своих учеников получать богатые знания небес и земли, читая десять тысяч свитков и путешествия десять тысяч миль. Следствием этого является предписание -никогда не прекращать учиться. Мастер Уэсиба сказал:
Вселенная наш величайший учитель. Посмотрите на путь, который прокладывает себе ручей, через горную долину, он плавно трансформируется, когда течет над скалами и огибает их. Мудрость мира собрана в книгах, и изучая их можно создать бесчисленное множество новых техник. Учитесь и практикуйтесь, размышляйте о свеем прогрессе. Айкидо — это искусство глубокого обучения, искусства познания самого себя. Это добродетель символизируется небом как символом обширного всеохватывающего знания.
3. Добродетель любви.
Термин «философия» означает «любовь к мудрости», первоначальное его значение не описывало абстрактные системы мышления.
Пифагор (700 г. до н.э.), отец западной философии определил философа, как того, кто наблюдает, почитает и созерцает порядок, красоту и цель происходящего. Он ищет золотую объединяющую нить сущностной мудрости, которая связывает все вместе. Когда Пифагора спросили: «Ты мудрый?» - он ответил: «Нет. Однако я люблю мудрость!». Любовь должна быть направлена как на объекты, так и на идеи. Даосский философ, алхимик и врач, Гэ Хун (284 -364 г.) сказал: «Секрет бессмертия - распространить любовь на все сущее до самых границ вселенной, и смотреть на всех других как мы смотрим на самого себя». Мастер Уэсиба сказал о любви:
В настоящем Будо нет врагов, настоящее Будо-действие любви. Путь воина состоит не в том, чтобы разрушать и убивать, а в том, чтобы поддерживать жизнь и постоянно творить, любовь — это божество, которое действительно может защитить нас. Без любви никто не может процветать. Если между людьми не будет любви, то это будет концом нашего мира. Любовь порождает тепло и свет, которое поддерживает наш мир.
В философии айкидо тепло означает «сострадание», а свет – «мудрость». Земля символизирует теплую, конкретную реальность любви. Ганди сказал: «Меч воина за мир это любовь, вместе с этим приходит непоколебимая твердость».
4. Добродетель искусства, сострадание.
Это социальное измерение айкидо. Философия никогда не существует в вакууме, и мы всегда должны спрашивать себя, как наши действия влияют на мир и на других людей в частности. Если достижения айкидо не применимо к сферам человеческих отношений – экологии, политики, экономики, они не имеют большой ценности. Мастер Уэсиба сказал:
Прежде всего приведите в порядок собственную жизнь, затем научитесь поддерживать отношения в своей собственной семье, после улучшайте условия в своей собственной стране, наконец научитесь жить в гармонии со всем миром.
Мать Тереза (1910-1968) сказала о своих делах милосердия: «Мы не делаем великих дел, только малые дела с большой любовью. Когда её спросили, как лучше всего совершенствовать мир, она сказала: «Просто приветствуйте друг друга улыбкой!». Добродетель сострадания, сочувствия, сопереживания символизируется водой. Стихией, которая очищает наш мир.
Четыре добродетели айкидо помогают нам справиться нам с четырьмя вызовами: старость, болезнь, смерть и разлука с теми, кого мы любим. Жизнь несовершенна и несправедлива, все мы страдаем и как результат умираем, и хуже всего –теряем наших любимых и близких. Это всегда было и будет. Мастер Уэсиба сам сталкивался с трудностями: он наблюдал это во время сражений Русско-Японской войны, и позже во время стычек с бандами, во время путешествия в Манчжурию, он потерял двух своих детей, с разностью в шесть месяцев между смертями, он подвергался арестам и гонениям в связи с инцидентом в секте Омото-кё. Он потерял много своих друзей и любимых учеников во время Второй мировой войны, он видел свою страну побежденной и разрушенной, сам прикладывал много усилий к предотвращению этого, несколько раз в своей жизни он был смертельно болен, он старел, но не слабел, перед тем как в конце жизни его не одолел рак. Мастер Уэсиба говорил:
Каждый день человеческой жизни состоит из радости и злобы, били и удовольствия, темноты и света, роста и разрушения. Каждый момент – момент, согласованный с Великим замыслом, живи в соответствии с космическим порядком вещей. С радостью смотри вперед, каждый день соглашайся с тем, что он преподносит. Жизнь – это всегда испытание, и все мы подвержены колесу фортуны: вечному кругу удачи и невезения, процветания и бедности, здоровья и болезни, стабильности и перемен. Поощряя нас быть храбрее, сильнее мудрее, более чуткими, философия айкидо готовит нас ко встречи с болезнями и пугающими трудностями.
Не смотрите на этот мир
со страхом и отвращением,
смело встречайте все,
что предлагают боги.
В экстремальной ситуации вся вселенная становиться нашим врагом, в такие критические моменты необходимо единство ума и техники.
Этика айкидо вращается вокруг одного принципа: макото. Буквальное значение слова макото -истинное действие, это значит искреннее, естественное, с отсутствием лжи и фальши. Человеческие существа, в основном хорошие, с точки зрения айкидо – чистые, умные, светлые и нежные. Джордж Кэтлин (1796-1872), который провел много времени рядом с пятьюдесятью индейскими племенами писал: «Я люблю людей, которые соблюдают заповеди, даже не читая их, и не слыша, как они проповедуются». Такое естественное соблюдение заповедей и есть макото. Хорошее состоит из приятных вещей в жизни, зло –это то, что вызывает несчастья, неудачи, дисгармонию.
Морихеи Уэсиба сформулировал три философских принципа единства:
1. Твой разум должен быть в гармонии с космосом.
2. Твое тело должно быть в соответствии с движением вселенной.
3. Тело и ум должны быть объединены, что бы действовать в соответствии с законами вселенной.
Другими словами не надо делать ничего, что противоречит природе. Если ваша практика-макото, вы, в первую очередь не делаете ничего против природы, и большинство из нас, должны полагаться на нэн или «концентрацию на абсолютных принципах», помни об этом вне зависимости от своего уровня.
Физическая форма техники айкидо не представляет ничего особенного. Мастер Уэсиба учился разным боевым искусствам, он включил различные варианты техник в свою систему. Много техник вы увидите в боевых практиках западного мира, включая борьбу и фехтование. Техники являются лишь проводниками, для постижения более высокого уровня понимания айкидо. Мастер Уэсиба говорил:
Техники айкидо постоянно меняются, каждый раз техника уникальна, и соответствующая реакция должна возникать естественным образом. Сегодня техника совсем отлична, от той, что будет завтра. Не увлекайтесь формой и внешним видом. В дальнейшем все должны забыть о технике.
Айкидо техники, это средства трансформации, имеющие различные аспекты: образовательный, исторический, практический и философский. Техники поддерживаются девятью столпами, которые можно представить, как девять врат мудрости с широкими значениями. Девять столпов это:
1. Сихо, «универсальность».
Литературное значение сихо – четыре стороны. В классическом айкидо — это практика начинается с сихогири, «рез на четыре стороны»; которое символизирует четыре благодарности, четыре добродетели, четыре вызова. Сихо еще означает –взгляд на мир со всех аспектов, соединяя различный взгляд на вещи, под всеми углами, быть способными двигаться в любом направлении по необходимости. Символически четыре направления представляют различные ценности: юг, рост; восток, знания; запад, свобода; север, сила.
2. Ирими, «вхождение», «смешивание».
Когда вы встречаетесь с атакой в айкидо, типичный ответ не отступать или отражать агрессию, а идти на встречу атаке, «когда оппонент идет вперед - двигайтесь к нему и приветствуйте его». Иногда мы оказываемся движущимися в том же направлении что и наш оппонент, максимально сблизившись настолько близко. Что трудно уловить различия между атакующим и защищающимся. Часто лучшим способом справиться с сопротивлением – двигаться к источнику и слиться с ним, сделать агрессию в будущем невозможной.
3. Каитен, «открытие» или «поворот».
Иногда, лучший способ избежать нападения – открыться и перенаправить атаку обратно агрессору. Концепция «открытия» - главная в айкидо, и означает открытие возможностям, открытие ума и сердца. Мастер Уэсиба говорил:
Каждый из нас открывает собственную суть, открывает нашу собственную дверь к истине. Вселенная подобна открытой книге, если мы сможем прочесть – мы сможем узнать его таким, каким он есть.
Есть хасидское изречение: «Бог везде, куда ему позволено войти!». Он в наших сердцах, если мы не отгораживаемся от него. Некоторые хасиды ходят с обнаженной грудью, показывая, что сердца открыты Богу. Слово «универс», «вселенная» имеет литературное значение – «один оборот», вселенная вращается вокруг нас и вместе с нами – мы, в конечном счете, точка опоры этого мира.
У нас есть поговорка - «поверни свою жизнь», это соотносится с другими важным аспектом каитен. Мастер Уэсиба говорил:
Секрет движений каитен – в вашем разуме, а не в вашем теле.
4. Кокю, «сила дыхания» и «тайминг».
Дыхание жизнь, затрудненное дыхание – причина стресса, болезни и страха. В айкидо есть ряд упражнений, которые помогают развить глубокое и мощное дыхание, соединившись с всепроникающем дыханием вселенной. Мастер Уэсиба сказал:
Все на небе и на земле дышат. Дыхание связывает нить творения воедино. Когда мириады вариаций вселенского дыхания прочувствованы – рождаются техники айкидо.
Многие ученики Мастера Уэсиба замечали, что они достаточно хорошо выполнять техники, когда он был в додзе, но когда он уходил, начинались трудности. «Это потому,» -объяснял Мастер Уэсиба,- «что когда я с вами, я соединяю ваше кокю вместе, и мы работаем как единое целое».
Другое значение кокю - «хороший тайминг». Это рождает понимание ритма жизни и гармонию со своими окружением и окружающими.
5. Осаэ, «самоконтроль», «контроль ситуации».
Айкидо использует ряд замков и заломов используемых для контроля атак. Подспудный смысл этих техник, что «человек должен держать ситуацию под контролем», «держать ситуацию под контролем, до того, как она выйдет из-под контроля» и «закрывать глаза на вещи, когда они вспыхивают». Как сказано в Дао дэ Дзин: «решайте проблемы до того, как они появятся, культивируйте мир и порядок, чтобы подавить хаос».
6. Усироваза. Работа с неизвестным.
В айкидо, мы практикуем атаку сзади, чтобы развить шестое чувство, агрессию до того, как она возникнет. В повседневной жизни это означает «ожидать неожиданного особенно от тех заблудших душ, которые хотят ударить в спину или ослепить.
7. Тенчи. Стоять твердо между небом и землей.
Наша Вселенная состоит из неба (пустоты), земли (формы) и человеческого бытия (комбинации обоих элементов). Наша жизнь развивается в соответствии с движением неба и земли, и мы должны поддерживать равновесие между этими двумя полярностями. Мастер Уэсиба говорил:
Всегда старайся быть в общении между небом и землей; тогда вселенная останется в своем истинном свете. Если вы постигнете истинную форму неба и земли, вы будете просвещены и узнаете свою истинную форму.
8. Айкикен и айкидзё. Меч разделения и посох интуиции.
В айкидо техники определяются направлениями, прямыми и точными движениями меча. Что бы успешными в жизни мы должны действовать решительно, безгрешно и честно. Таким образом нам надо обладать хорошей интуицией, чтобы знать, когда следует избежать нападения. Мы должны иметь возможность действовать гибко, как древко в айкидзе: плавно двигаться вверх, вниз, вправо, влево – в зависимости от обстоятельств.
9. Укэми. Семь раз вниз, восемь вверх.
Первая вещь, которую студенты изучают в айкидо – укэми, движения, которые помогают падать и подниматься обратно. Трудности жизни так же обрушивают на нас тяжелые удары, но каждый раз нам нужно подниматься. Укэми еще означает – отскочить назад при ошибке. Как говорил Мастер Уэсиба:
Неудача – ключевой фактор успеха, каждая ошибка дает нам урок.
Укэми можно рассматривать как своего рода покорность, упражнение в решимости, смирении и безопасности, показывает, что вы не слишком горды, чтобы быть брошенными и способны вставать снова.
Другим ключевым принципом айкидо является мутеико или непротивление. Айкидо — это принцип непротивления. То, что непротивляется побеждает с самого начала. Те, кто имеет спорные мысли или злые намерения сразу проигрывают. Настоящий воин непобедим, потому что он ничего не оспаривает. Мутэико похож на даосское понятие у веи, недеяние или не притязание. Дао дэ Дзин утверждает:
Хороший солдат не воинственен,
Хороший боец не зол,
Лучший способ победить врага –
Не вступать с ним в бой.
Не препятствуя естественному течению вещей, не пытаясь вмешиваться в ход событий, мы достигнем гармонии с окружающей средой. Есть хорошая история о даосе-мяснике, чей нож никогда не притуплялся потому, что проходил между суставами, бык просто разваливался на части. В исполнении мастера айкидо техники легкие и без усилий, это у вэи – точные и почти не заметные движения, которые чисты и сильны.
Другой возможный перевод мутеико это ненасилие или ахимса, на санскрите. Подобно Ганди Морихэи Уэсиба верил, что корень зла в насилии, насилие по отношению к себе, по отношению к другим, к окружающей среде, сокрушить, подавить и уничтожить – худший грех, который может совершить человек. (В своей речи на присуждении Нобелевской премии мира, Мать Тереза посетовала на повсеместное насилие по отношению к новорожденным: «Величайший разрушитель мира –аборты. Если мать может убить собственное дитя, что остается?»).
Ганди не любил перевод термина ахимса, как пассивное сопротивление, потому что чувствовал, что это придает слову оттенок слабости и бездействия. Он предпочитал перевод: «ненасилие», это более позитивная концепция. Ганди проповедовал индуистам, кто всегда воспитывался в традициях ахимсы, он говорил, что ненасилие лидера мусульман Абдул Хамид Хана Башани (1880-1976) было многим совершеннее – он учил ненасилию людей, которые были вооружены до зубов. Один из лучших учеников Ганди Виноба Бхаве (1895-1982), никогда не выступал против своих противников. Богатых землевладельцев. Он пытался убедить их пожертвовать землю бездомным.
Бхаве считал, что оппозиция сама по себе является формой насилия, потому что оппозиция создает ненадежность, и сама по себе является формой насилия, что делает человека еще более непримиримым. «Всякий раз, когда я имею дела с жадным землевладельцем, - сказал Бхаве о своей стратегии ахимсы,- я не спорю, а пытаюсь найти дверь в его сердце, которая убедит его».
Мартин Лютер Кинг (1929-1968), еще один сторонник ненасилия, заявил:
Вся жизнь взаимосвязана, все человечество вовлечено в единый процесс и в той мере, в которой я причиняю вред брату своему, я причиняю вред себе.
Точно так же Мастер Уэсиба, сказал:
Как только вы концентрируетесь на «хорошем» и «плохом» в своих ближних, вы создаете в своем сердце место для проникновения злобы. Испытание, соревнование, критика – разрушают и ослабляют вас.
С христианской точки зрения, Иисус говорил:
Слышали, что сказано: «око за око, зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому, но ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Матфей, 5, 38-39).
Идея, подставь другую щеку, представлена в айкидо термином каитэн, «повернуть атаку вспять, пропустив её».
Другое остроумное применение термина «ненасилие» описано в пьесе Аристофана (448-385 г. до н. э.) «Лисистрата». Лисистрата планировала остановить войну между Афинами и Спартой, заставив греческих женщин отказаться от секса с мужчинами, пока конфликт не закончится. Когда Лампито, глава Спарты, услышал это он сказал: «Это должно сработать! Говорят, Минелай бросил свой меч, увидев грудь Елены Троянской!».
Последний главный принцип философии айкидо – масакацу агацу кацу хаяби. Иероглиф маса значит правдивый, истинный, прямой, в то время как кацу – победа, триумф, успех.
Далай Лама описывал термин масакацу или «истинная победа» так:
Наша цивилизация в течение тысячи лет была посвящена ненасилию, состраданию и прощению, и поэтому мы боремся за свои права, как народ, с помощью этих принципов. Если мы откажемся от этих принципов и вернем себе землю с помощью ненависти и насилия, потери будут намного превышать выигрыш. Тибет, который мы вернем, перестанет существовать, как Тибет, за который мы боролись. Так мы одержим победу внешне, но внутренне проиграем.
Вот еще несколько примеров масакацу:
Когда Авраам Линкольн (1809-1865) был адвокатам он обратился к своим коллегам:
Убедите своих ближних пойти на компромисс, когда сможете. Подскажите им, как номинальный победитель часто оказывается проигравшим – в гонорарах, расходах, трате времени. Как миротворец, адвокат имеет уникальную возможность быть хорошим человеком.
Дхаммапада утверждает:
Он поносил меня, он бил меня, он победил меня, он лишил меня всего. В тех, кто затаил такую злобу, ненависть никогда не угаснет.
Ненависть никогда не прекращается ненавистью, ненависть прекращается любовью – это вечная истина. Дао дэ дзин говорит:
Если вы атакуете с состраданием, вы победите.
Если защищаетесь с состраданием – будете стоять твердо.
В другом даосском стихе говорится:
Уму, который все еще существует, подчиняется мир.
Масакацу можно истолковать так: «если твоя работа истина она будет успешной и продолжится». Опора на аспект масакацу ценна, когда сталкиваешься с критикой. Многие исламские ученые писали богословские и юридические заключения против Руми(1201-1270), который использовал музыку и танцы в своей школе иначе, чем принято. Но «по доброте и великодушному пониманию» - иными словами, сохраняя отношение масакацу, Руми не отвечал на критику. Возражения уменьшились, и теперь критики и их мнения полностью забыты.
Мастер Уэсиба однажды определил масакацу, как достижение своего предназначения на земле.
А – значит «я», гацу (кацу) – победа. Это победа над собой, над своими собственными демонами, над своими инстинктами. Победа, не для исправления других, а для исправления самого себя. Мастер Уэсиба сказал:
Айкидо начинается с вас. Работайте над собой и своей поставленной задачей. У каждого есть свой дух, который можно усовершенствовать, тело, которое можно натренировать, подходящий путь, которым можно следовать. Укрепляйте мир в своей собственной жизни и применяйте айкидо, ко всему, с чем сталкиваетесь.
Хая – значит «быстрый», «динамичный»; в то время как би- солнце, день, свет. Хаяби – это быстрая и немедленная победа. Близкий перевод масакацу агацу кацу хаяби звучал бы: «истинная победа – победа над самим собой здесь и сейчас, немедленно». Масакацу агацу кацу хаяби – самый частый ответ, который давал Морихеи Уэсиба, на вопрос: «Что такое айкидо?».
На уровне практики масакацу агацу кацу хаяби можно интерпретировать как:
Непоколебимое мужество, в сочетании с не ослабляемым усилием, пока все цели не будут достигнуты.
В технических терминах, фраза говорит:
Если ваш ум ясен, движения истины, техника немедленно проявляется.
С точки зрения философского смысла это фраза полагает:
Вы выйдите победителем, подчинив свою низшую природу, осознав состояние бытия, которое превосходит время и пространство.
На стадии освобождения эти слова означают:
Истина освободит вас от страха и неуверенности в себе и каждое мгновение будет казаться живым и ярким.
***
Интересно не правда ли? Главная цель айкидо – рост и совершенство человека над самим собой. Айкидо имеет отличительную особенность, среди способов совершенства, - айкидо исключает соперничество, избегает его любой ценой, оставляя в качестве соперника себя самого. При этом побуждает к серьезному и титаническому труду. Прямо сейчас, обязательно сейчас. Итиго итиэ (Одна встреча один шанс). И это здорово! Подумайте об этом пожалуйста!
Не прощаемся!
Текст приведен из книги Джон Стивенс. Философия Айкидо.
Перевод осуществлен, исключительно в информационных целях.