Этот генерал свой первый боевой опыт приобрёл во время изгнания Великой армии Наполеона из России. Сражаясь против французов, поляков и турок Муравьёв повышался в чинах и званиях, получая заслуженные награды. Но более всего Николай Николаевич прославился тем, что дважды за свою полководческую карьеру заставлял капитулировать мощнейшую закавказскую турецкую крепость Карс.
Николай Николаевич Муравьёв родился 25 июля 1794 года[1] в деревне Сырец, близ города Луга. Он происходил из старинного дворянского рода, представители которого служили московским государям ещё со времён Ивана Грозного. Муравьёв-старший был отставным генерал-майором – участником Наполеоновских войн.
Юный Николай, получив прекрасное домашнее образование, был принят в Петербургскую военную школу колонновожатых, готовившую для штабов офицеров-квартирмейстеров. Муравьёв-младший учился на «отлично», особенно ему давались точные и военные науки, превосходно рисовал и чертил. Он также превосходно играл на фортепиано и духовых инструментах (на валторне, фаготе и флейте).
В военной школе он изучил четыре европейских языка – французский, английский, немецкий и польский. В дальнейшем на протяжении своей жизни военачальник овладел ещё семью языками – персидским, турецким, армянским, татарским, грузинским, азербайджанским и арабским. За отличную успеваемость 16-летний Николай был назначен преподавателем геометрии, тригонометрии и фортификации у младших курсов.
В апреле 1811 года Муравьёв-младший в чине прапорщика был определён офицером по квартирмейстерской части в императорскую свиту. В ходе Отечественной войны Николай Николаевич сначала состоял квартирмейстером при гвардейском корпусе, а затем при Главном штабе фельдмаршала Кутузова.
Прапорщик Муравьёв стал участником Бородинского (7 сентября), Тарутинского (16 октября) и Вяземского (3 ноября) сражений в качестве личного порученца главнокомандующего. За свою образцовую службу молодой офицер получил орден Святой Анны 4-й степени.
Во время возведения переправы через Березину (26-27 ноября) Муравьёв личным примером воодушевлял солдат, таская брёвна и связывая их, находясь в ледяной воде. Сильно простудившись, прапорщик был вынужден длительное время лечиться. В строй он вернулся лишь весной 1813 года.
За боевые отличия, проявленные в ходе сражений при Дрездене (26-27 августа) и Кульме (29-30 августа), Николай Николаевич был повышен в звании до подпоручика и награждён орденом Владимира 4-й степени. Мужество, отвага и находчивость, которые выказал офицер в решающей битве при Лейпциге (16-18 октября 1813 года), принесли Муравьёву эполеты поручика.
В кампанию 1814 года Николай Николаевич отличился в битве при Фер-Шампенуазе (25 марта) и во время штурма Парижа (30 марта). За свои боевые заслуги он был удостоен российского ордена Святой Анны 2-й степени и австрийского рыцарского креста ордена Леопольда. После завершения войн против Наполеона поручик Муравьёв, получивший золотую шпагу с надписью «За храбрость», был переведён дежурным офицером в Гвардейский генеральный штаб.
В 1816 году штабс-капитан Муравьёв издал свой первый труд «Курс фортификации». Вскоре он был включён в состав военной делегации, возглавляемой генералом Ермоловым, которая направилась в Персию. От иранского шаха по итогам переговоров и военно-политических совещаний Николай Николаевич получил в знак уважения почётную награду – орден Льва и Солнца 2-й степени.
В 1818-19 гг. по предложению Ермолова капитан Муравьёв совершил опасное и трудное путешествие в Хивинское ханство для «прощупывания почвы» с целью установления дипломатических контактов в будущем. Переодевшись местным жителем, русский офицер в составе туркменского каравана прибыл в Хиву. Там его заподозрили в шпионаже и бросили в тюрьму. В дальнейшем Николай Николаевич сумел добиться расположения хивинского хана.
Домой он вернулся с ценными сведениями о военно-политическом устройстве государств Средней Азии, состоянии тамошних крепостей, городов, торговых и караванных путей, торгового и военного флота на Каспии. За успешное завершение мероприятия, считавшегося изначально смертельно опасной авантюрой, Муравьёв был произведён сразу в чин подполковника.
С марта 1821 по январь 1822 гг. полковник Муравьёв по собственной инициативе совершил ещё одну экспедицию на восточное побережье Каспийского моря. По итогам своих путешествий Николай Николаевич опубликовал двухтомный труд с подробным описанием своих географических, этнографических, политических, военных, геологических и археологических наблюдений. За огромный объём проделанной работы Муравьёв стал кавалером ордена Святого Владимира 3-й степени. В июле 1822 года его назначили командиром 7-го карабинерного полка.
Ещё во время обучения в Петербургской военной школе колонновожатых Муравьёв увлёкся масонством, мечтая о создании коммуны, члены которой были бы освобождены от догм самодержавия и жили в полной гармонии и равноправии. В дальнейшем Николай Николаевич организовал и возглавил тайный политический кружок «Юношеское собратство». Главной целью этого общества было ограничение абсолютной монархии и ликвидация крепостного права.
Лишь перевод Муравьёва на Кавказ позволил ему избежать печальной участи своих товарищей и родственников, принявших участие в восстании на Сенатской площади 26 декабря 1826 года. Десятки боевых соратников, сослуживцев, друзей и близких Николая Николаевича были сосланы в Сибирь. В числе осужденных декабристов оказались родные братья Николая – Александр и Михаил, двоюродные братья – Александр и Никита Муравьёвы, а также Сергей, Матвей и Ипполит Муравьёвы-Апостолы.
Несмотря на столь драматическое развитие событий, полковник Муравьёв остался верен присяге, став одним из героев русско-иранской войны 1826-28 гг. Начало боевых действий Николай Николаевич встретил в должности шефа 13-го Лейб-гренадерского Эриванского полка.
В будущем он заслужено стал помощником начальника штаба отдельного Кавказского корпуса. В ходе летне-весенней кампании 1827 года Муравьёв отличился при осаде и взятии крепостей Аббас-Абад, Меренд и Тавриз, за что был пожалован чином генерал-майора и орденом Святой Анны 2-ой степени.
В апреле 1828 года Россия начала войну против Турции. Николай Николаевич получил пост начальника Кавказской гренадерской резервной бригадой. 5 июля генерал-майор Муравьёв, воспользовавшись замешательством противника, повёл первую линию осадных войск на штурм Карса и после упорной схватки ворвался в крепость.
Карс, считавшийся неприступным, пал в рекордно короткие сроки. Российские потери составили 400 человек, а турки только убитыми лишились 2000 человек. Трофеями русской армии стали 150 орудий, 33 знамени, весь арсенал.
Главные лавры покорителя Карса достались главнокомандующему Кавказской армией – генералу Паскевичу. Николай Николаевич лишь спустя три месяца удостоился заслуженной награды – ордена Святого Георгия 4-й степени.
28 августа Муравьёв отличился вновь. На этот раз он всего неделю потратил на осаду и штурм крепости Ахалцых[2], за что вторично получил золотую шпагу с надписью «За храбрость» и орден Святого Георгия 3-й степени. В декабре 1828 года Николай Николаевич нанёс туркам поражение при селении Чаборий, захватив целиком укреплённый вражеский лагерь. Этот подвиг принёс ему орден Святой Анны 1-й степени.
В кампанию 1829 года Муравьёв отличился в битве при Каинле (1 июля). Он стал самым активным участником штурмов Эрзерума (9 июля) и Байбурта (10 октября), за что был пожалован орденом Святого Владимира 2-й степени.
После победного завершения войны против Турции генерал-майор Муравьёв был направлен в Польшу, где вспыхнуло восстание. Он успешно разбил несколько повстанческих отрядов, а затем умело руководил своими гренадёрскими полками при штурме Варшавы (7 сентября 1831 года).
Вскоре Николай Николаевич получил эполеты генерал-лейтенанта и императорскую корону к ордену Святой Анны 1-й степени. Позже обновленное правительство усмиренной Польша наградило Муравьёва орденом «Virtuti Militari» («Воинской доблести») 2-й степени.
Побыв непродолжительное время командиром 24-й пехотной дивизии, в 1832 году Николай Николаевич был послан императором в Турцию. Там он сумел проявить свои великолепные дипломатические таланты. Сначала генерал-полиглот примирил египетского правителя Муххамед-Али-пашу и османского султана, а затем добился заключения и ратификации Ункяр-Искелесийского договора.
По его условиям Россия и Турция обязывались «жить в дружбе» и оказывать взаимную военную помощь. Турция делала проливы Босфор и Дарданеллы открытыми для российского флота, а в случае военных действий закрывала их для иностранных судов, воюющих против России.
За этот выдающийся дипломатический триумф восточной политики Российской империи Николай Николаевич был пожалован должностью императорского генерал-адъютанта. Турецкий султан Махмуд II наградил русского посланника специальной золотой медалью и своим портретом, украшенным россыпью с алмазов.
С апреля 1833 года Муравьёв стал исполняющим обязанности начальника штаба 1-й армии. В 1835 году Николай Николаевич возглавил 5-й армейский корпус. Первоначально за свою безупречную службу в этой должности он получил орден Белого Орла, но затем по прошествии трёх лёт был уволен в отставку.
Официальным поводом к этому стало «неудовлетворительное состояние корпуса во время Высочайшего смотра». Кроме того, накануне Муравьёв прислал государю нелицеприятную докладную записку «О причинах побегов и средствах к исправлению недостатков армии».
На самом деле истиной причиной опалы стал эпизод, во время которого самолюбивый до крайности Николай I проиграл генералу во время скачек на Красносельских манёврах. Российский император благодаря льстивым речам и дифирамбам своих многочисленных придворных подхалимов считался «лучшим наездником всей гвардии». И вдруг дерзкий Муравьёв – ближайший родственник целой когорты декабристов обошёл самого государя в присутствии высшего генералитета, сановников и иностранных гостей!
Такого конфуза Николай I простить даже своему лучшему военачальнику и дипломату не мог. Лишенный своей придворной должности генерал-адъютанта, Николай Николаевич десять лет провёл вдали от столицы. Сначала он проживал в отцовском имении в Осташово, а затем перебрался в имение своей супруги – Скорняково, что расположено близ нынешнего города Задонска. Опальный Муравьёв занимался сельским хозяйством и составлением записок о своём пребывании в Турции и Египте.
В конце апреля 1848 года Николай Николаевич неожиданно был возвращён на воинскую службу. Его определили на очень скромную должность – начальника запасных батальонов 3-го, 4-го и 5-го пехотных корпусов. Лишь спустя два года император вновь доверил опальному военачальнику шефство над Гренадёрским корпусом.
В свете очередной войны против Турции русский государь вторично сделал Муравьёва своим генерал-адъютантом, наградив при этом орденом Святого Александра Невского. В 1853 году Николай Николаевич был произведён в чин полного генерала от инфантерии.
В декабре 1854 года Николай Николаевич занял пост наместника Кавказа и должность командира Отдельного Кавказского корпуса. Прежде всего, Муравьёв надёжно изолировал Шамиля от турецкой финансовой и военной помощи.
13 августа 1855 года генерал приступил к осаде Карса – важнейшей турецкой крепости на Кавказском театре боевых действий, которую ему уже довелось захватить штурмом почти тридцать лет назад. Под началом Муравьёва было 27 000 солдат и офицеров при 88 орудиях. Гарнизон крепости достигал 30 000 человек, а артиллерия превышала 150 стволов различных калибров.
Британские военные инженеры за четверть века превратили Карс в мощную и практически неприступную цитадель, отвечавшую самым современным требованиям фортификации. Обороной руководили турецкий генерал Вассиф-паша и английский генерал Уильямс.
Чтобы избежать больших людских потерь Николай Николаевич и его штаб решили взять Карс измором. Однако катастрофа русской армии в Крыму и назревающее падение обреченного Севастополя заставили Муравьёва пойти на штурм крепости. Первый приступ 29 сентября обошёлся россиянам в 2375 убитых и 4000 раненых, турки лишились 1400 человек и 4 орудий.
Неудача не сломила русского главнокомандующего. Он продолжил блокаду Карса. 28 ноября 1855 года крепость, доведенная голодом, болезнями и постоянными боями до крайности, выбросила белый флаг. За 108 дней осады турки потеряли 8500 погибшими и умершими, 3000 дезертировавшими, оставшиеся 18 500 солдат и офицеров вместе с Вассиф-пашой оказались в плену.
Трофеями россиян стали уцелевшие 136 орудий, 62 знамени и бунчуков, остатки арсенала. За взятие Карса Николай Николаевич был награждён орденом Святого Георгия 2-й степени и правом ношения почётной приставки к своей фамилии – «Карский». От персидского монарха Муравьёв получил портрет шаха на голубой ленте, украшенный бриллиантами.
В мае 1856 года после окончания Крымской войны генерал Муравьёв подал прошение об отставке из-за проблем со здоровьем. Новый император Александр II предоставил полководцу бессрочный отпуск с сохранением содержания «до излечения болезни», назначив его постоянным членом Государственного совета.
За свою государственную службу Николай Николаевич получил алмазные знаки к ордену Святого Александра Невского. За прежние боевые подвиги генерала навечно зачислили в списки 13-го Лейб-гренадёрского Эриванского полка. Последние годы своей жизни отставной военачальник провёл в имении жены, где закончил работу над книгами «Русские на Босфоре» и «Война за Кавказом». Скончался Николай Николаевич Муравьёв-Карский 4 ноября 1866 года.
Вот каким запомнил генерала Муравьёва начальник его штаба генерал Дмитрий Ерофеевич Сакен: «Всегда любовался я блистательною неустрашимостью Николая Муравьёва, невозмутимым спокойствием и стройностью действий состоявших под начальством его войск, которые имели к нему полную доверенность. В минуту самой страшной бойни – под картечным огнём, в штыковой работе, был он весел и любезен более, нежели в другое время… Имя Николая Муравьёва светлыми чертами отмечено в летописях России. Служить на пользу отечества личным трудом многие десятки лет с такой любовью и самоотвержением едва ли всякий может…».
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - даты в тексте даны по новому стилю.
[2] - современный грузинский город Ахалцихе.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)