В точке пересечения Московского проспекта с Лиговским, на площади Московские ворота, высокой «плотиной», перегораживающей поток транспорта, движущийся по Московскому проспекту, высятся Московские Триумфальные ворота. Всё в этом месте московское.)) Их возвели в 30-х годах XIX века в ознаменование побед русского оружия.
Несколько фактов:
Триумфальная арка состоит из 12 колонн дорического ордера, построенных в 2 ряда. В высоту ворота – 24 метра, в ширину – 36 метров, диаметр колонн — 2 метра. Четкие линии и выверенные размеры ворот выглядят незыблемо и монументально.
Московские ворота собирались из литых элементов. Это самое внушительное сооружение из чугуна в мировой архитектуре.
Совсем немного истории:
Одержав победы над персами и турками в 1826 – 1829 годах, подавив в 1831 году восстание в Польше, Николай I повелел установить на въезде в Санкт-Петербург триумфальные ворота. Работу по проектированию поручают В.В. Стасову, известному архитектору XIX века. Проект был завершён в 1833 году. Как образец он использовал Пропилеи Акрополя в Афинах. Стасов предложил чугун для изготовления компонентов ворот. Русские умельцы в точности литья к тому времени достигли высокого уровня.
В январе 1834 года выбрали площадь для постройки ворот на границе Петербурга – на Московском шоссе у Лиговского канала. (Со временем канал засыпали и проложили Лиговский проспект). Здесь находилась первая застава по пути в Москву.
Идея, как сказал император, была в том, чтобы «гостей встречать и о величии нашем сообщать».
В феврале 1834 года по чертежам Стасова на избранном месте построили макет в натуральную величину. Деревянный щит с четко выраженными архитектурными деталями за 20 дней изготовила артель Григорьева. На Литейном заводе подготовили модель колонны высотой в 7 саженей. Определили масштаб постройки. 20 апреля 1834 года представили императору Николаю I будущий чугунный памятник шириной почти 17 саженей и высотой 11 саженей. 14 сентября 1834 года совершился ритуал закладки Московских ворот.
Во время церемонии в основание ворот по традиции заложили камни с именами архитектора Стасова и особ императорской фамилии. В котлован бросили золотые и серебряные монеты. Закрыли плитой с начертанным указом Николая I и датой закладки.
Триумфальные ворота сооружали 4 года. 16 октября 1838 года при большом стечении публики мемориал торжественно открыли. Главные участники – гвардейские полки, выигравшие кампании в Персии и Турции.
В честь завершения стройки отчеканили памятную медаль.
Николай I написал посвящение: «Победоносным Российским войскам
в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши
в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»
По Московским воротам можно судить о ширине Московского проспекта в середине XIX века. Арка плотно примыкала к постройкам по сторонам проспекта. Гужевой транспорт проезжал под наиболее широким центральным проемом между колоннами. В крайних проемах до наших дней сохранились ступени для пешеходов.
В советское время, в 1936 году появилось решение о реконструкции Московского района. Ворота разобрали. Из них планировали сделать парадный вход в новый парк культуры и отдыха. Декоративные элементы отвезли в Академию Художеств. Колонны попали на склад. Чугунные части ворот во время Отечественной войны использовали на танкоопасном направлении.
Восстановили Московские Триумфальные ворота в 1959 году, а в 1961 полностью завершили их реставрацию.