Как правило, когда в компании принимают решение расстаться с сотрудником, самый цивилизованный способ это сделать - это подписать соглашение сторон.
Для компании это гарантированный вариант избежать трудовых споров и расстаться с сотрудником взаимовыгодно.
В каких-то ситуациях компании предлагают сотрудникам "нулевое" соглашение, т.е. без выплат. Обычно это делается, когда сотрудник совершил серьезную ошибку, если не преступление, и, чтобы не заниматься увольнением по статье, подписывают бумаги в таком виде.
Если компания проявила инициативу по расставанию, то как правило, в виде компенсации сотруднику предлагают один, два, три, а где то и даже больше окладов. Зависит это от корпоративной культуры компании и обстоятельств работы конкретного сотрудника. В расчет могут приниматься семейное положение, наличие, количество и возраст детей, наличие других источников дохода у сотрудника, стаж работы в компании и достижения сотрудника в прошлом. Ограничения существуют для определенных категорий сотрудников, о чем нам подробно рассказывает трудовой кодекс. А вот то обстоятельство, что сотрудник взял ипотеку, на переговоры не повлияет.
Тем не менее разговор о соглашении сторон - всегда процесс неприятный. Кто то скажет, что только для сотрудника, но и для HR и руководителя, которые его проводят. Что мы советуем сделать, чтобы провести его максимально уважительно и эффективно:
1) подготовиться к беседе - сотрудник должен понимать, что разговор назревает за счёт полученной обратной связи от руководителя ранее. Важно, чтобы информация о расставании не была для сотрудника разверзшимся небом над головой.
2) проводить беседу обязательно с руководителем сотрудника. HR может присутствовать и помогать, но первенство лучше отдать начальнику, он больше знает и понимает своего подчинённого.
3) подготовить документы для подписания заранее, лучше в нескольких вариантах, в соответствии с правилами в вашей компании
4) беседовать нейтрально, не пытаться создать мега приятную атмосферу, не тот случай
5) не переходить на личности и не вступать в споры и дискуссии о совершенных / несовершенных ошибках. Если конечно, вы не готовы изменить свое решение
6) честно рассказать сотруднику, что решение принято, и задача договориться об условиях расставания, ответить на его вопросы
7) подписать бумаги в ходе беседы, лучше довести дело до конца сразу
Какие риски есть у сотрудника при подписании соглашения сторон? На наш взгляд никаких! Ситуации бывают разные, и если в трудовой книжке будет записано расставание по соглашению сторон, то это никак не помешает трудоустройству в будущем. А вот что может оказать влияние - это рекомендации с других мест работы, поэтому если вы оказались в такой ситуации, подумайте, кто вам может дать рекомендации на этой работе. И в ходе обсуждения соглашения сторон как раз об этом вопросе можно договориться.
А вы что думаете? Какой опыт был у вас?