Найти тему
Наш Черемшан

В двух деревнях Шешминского сельского поселения живут четыре человека

В двух селах на территории Шешминского сельского поселения - Нагай и Павловка сегодня живут четыре человека. Если в Павловке в двух дворах прописаны три человека, то в Нагае всего один.

Нагай расположен между Шешминкой и Андреевкой. Сегодня здесь кипит работа, делают дорогу, на большей части она уже заасфальтирована. И в сторону Нагая дорогу отсыпали щебнем. Наверное, только местные знают, что здесь есть поселок Нагай. Нигде не видно таблички с указанием деревни.

-До дома асфальт не проложат, конечно, но до главной дороги, если что, могут и на буксире вытянуть, - шуткой встретил нас работающий недалеко от дома на карьере Александр Юрин.

Александр Павлович вот уже несколько лет живет в Нагае один. Соседей давно нет. И его родители – Павел Сергеевич и Надежда Александровна не смогли покинуть родные места, так и жили вдвоем в деревне. Раньше сын был в основном гостем в отчем доме, но после того как проводил родителей в последний путь, не смог повесить замок на дверь родного дома, переехал сюда жить. Подъехав ко двору Юриных, сразу обратила внимание на дом. Стены покрашены. Забор поменяли, штакетник заменили цветным профнастилом. На территории порядок, трава скошена. Здесь же на улице сделалали место для отдыха, рядом - качели для детей.

-Смотрю, не собираетесь уезжать отсюда?- поинтересовалась у хозяина, отметив перемены. -Пока такой мысли нет. Не хочу оставлять родительский дом. Пять детей в нем выросли. Летом родные приезжают. Они с удовольствием проводят здесь время. Если меня не будет, то к кому они поедут? - ответил мой собеседник.

В 60 – 70 годах в поселке Нагай жизнь кипела. Здесь насчитывалось до 32 дворов. Был магазин. В школах Шешминки и Андреевки из деревни обучались более 30 детей. В каждом дворе содержали помногу скотины. Когда начали распадаться колхозы, количество домов в Нагае с каждым годом начало уменьшаться. В деревне нет газа. Юрин топит печь, чтобы согреть дом в холодную погоду. Во дворе расположен колодец. В саду у Александра Павловича стоят ульи.

-Это наследство мамы. Она долгие годы проработала пчеловодом в совхозе, - отметил хозяин.

Чтобы купить необходимое для хозяйства или продукты, он едет в Шешминку или же Черемшан, для этого есть своя машина.  -И все-таки, наверное, скучно одному.

В выходные чем занимаетесь? – продолжила я свой “допрос”.

-Привык уже. Да и потом, скучать некогда. В хозяйстве всегда работа найдется. Если есть время, смотрю телевизор. А сейчас вот гости приехали, - ответил он на мой вопрос. Реклама Как оказалось, живущая в Казани, дочь сестры Ольга каждое лето с мужем Русланом и сыном Реналем часть летних отпусков проводят здесь.

-Мы каждый год приезжаем в деревню. Здесь у дедушки с бабушкой я проводила каникулы. Может поэтому, как только наступает лето, меня начинает тянуть сюда. Здесь свежий воздух, тишина, нет городской суеты. По приезду собираем ягоды, делаем заготовки, помогаем дяде в домашних делах. Вот смотрите - на столб прожектор повесили. Теперь оно всю деревню освещает, - пошутила Ольга Абдуллина. – К сожалению, деревня “умирает”. Возможно, если бы была работа, и условия для проживания, то и люди бы не уезжали.

Я не смогла долго беседовать, они спешили в Альметьевск. Оказывается, женится сын Александра Павловича. Жизнь продолжается.

По словам специалистов, в Татарстане за последние 90 лет количество исчезнувших деревень достигло 1400. Скоро этот список пополнит не только Нагай, но и соседняя с ним деревня Павловка. Говорят, деревня Павловка появилась в 1926 году. Свое название она получила по фамилии первых переселенцев Павловых, которые перебрались сюда из Ишлинки. В 20-годах деревня насчитывала чуть более 30 домов, в которых проживали около 150 человек. С тех пор население постоянно уменьшалось. Сегодня здесь живут трое мужчин, один из них  - Михаил Павлов. Именно его предки первыми переселились сюда. Территория дома Михаила Константиновича, как всегда, в порядке. И на грядках помидоров, лука, моркови, огурцов нет ни одного сорняка.

-Это дом моих родителей, - сказал 64-летний Михаил Павлов. – В молодости я уехал в город. Но когда начала болеть мать, пришлось приехать, ухаживать за ней. Не смог создать и семью. Так и живу бобылем. В свое время Михаил Константинович был известным механизатором. За успехи в труде награжден Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ. -Эту грамоту и памятный подарок – наручные часы мне вручал Рустам Минниханов. В то время он еще не был Президентом, - сказал ветеран труда, показывая эти часы. – Столько времени прошло, а они все ходят. По словам Михаила Константиновича, в деревню редко кто заглядывает. Почту они сами забирают в Шешминке.

-Каждый год подписываюсь на районную газету, все новости из нее узнаю, - заметил мой собеседник. К слову, Михаил Константинович последние 20 лет вообще не употребляет спиртное. Почти каждый день он навещает ближайшего соседа Геннадия Семенова, который живет на другом конце улицы. Лет десять назад здесь еще было пять-шесть дворов, а сейчас свет горит только в двух домах. В конце восьмедесятых годов прошлого столетия рядом с селом провели газопровод, но жители Павловки не захотели проводить газ в дома, и этим сильно сократили жизнь деревни. Сейчас зимой приходится топить печи. Есть у них еще одна проблема – газовые балоны для газовых плит. Сегодня их очень трудно найти. За продуктами ходят или ездят в Шешминку. Есть в деревне и свой транспорт - Геннадий Семенов содержит лошадь. За последние 100 лет в Черемшанском районе исчезли около 20 деревень. В 1989 году на карте района еще были деревни Серебряный Ключ и Ясак, но потом они исчезли. Сегодня к ним уже можно добавить и Новые Кутуши. В 10 селах района проживают менее 100 человек.

Автор: Гульсира Шарифуллина

фото: автор
Подробнее: http://nashcheremshan.ru/news/v-nashem-rayone/v-cheremshanskom-rayone-za-poslednie-100-let-ischezli-okolo-20-dereven