Чёрно-белые фотографии — одна из первых ассоциаций, приходящих в голову, когда слышишь джаз. Фотографы были верными спутниками этого жанра с момента его возникновения в начале 20-го века. Новоорлеанские оркестры, золотой век джаза, Майлс Дэвис, одиноко стоящий на сцене — все эти моменты, запечатленные на плёнку, стали неотъемлемой частью джазовой культуры, её духом. Сегодня мы расскажем о двух счастливчиках, смотревших на джаз сквозь линзу фотокамеры.
William Gottlieb (1917-2006) — уроженец Нью-Йорка, Уильям Готтлиб начал интересоваться джазом ещё в университете, а после его окончания стал писать еженедельные колонки про джазовую музыку для Washington Post и попутно делать фотографии. В 1943 году Готтлиб попал в ВВС США, где служил военным фотографом до конца войны. Вернувшись в Нью-Йорк, он устроился работать в Downbeat и продолжил ходить с фотоаппаратом по главным клубам 52-ой улицы. Именно благодаря Готтлибу мы так хорошо знаем, как выглядят основатели би-бопа, а также Телониус Монк — Уилльям хорошо дружил с пианистом и тот позволял фотографировать себя не только на сцене, но и за кулисами.
Herman Leonard (1923-2010) — «Когда люди думают о джазе, то они представляют себе фотографии Леонарда» — Куинси Джонс. Скорее всего, и в вашем воображении возникла какая-то из фотографий Германа Леонарда, когда вы начали читать этот текст. Без его фотокамеры мы бы вряд ли узнали, как выглядит джазовая сцена Нью-Йорка 40-х, 50-х и 60-х.
Леонард родился в Аллентауне, Пенсильвания, в семье румынских евреев, эмигрировавших в США из города Яссы. Во время второй мировой войны он служил медиком в Бирме. Затем окончил университет Огайо как фотограф и в 1948 году открыл свою студию в Нью-Йорке. Леонард проводил свои вечера в джазовых клубах: в основном это были Royl Roost и Birdland. Именно там он сделал самые известные снимки Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Декстера Гордона, Билли Холидэй и многих других.
Фотография — это важная часть джазовой культуры, отлично передающая время и эпоху, к сожалению, уже недоступные нам.