Найти тему
Павел Сапов

Изменение культурного кода через личностную деформацию

на примере профессионального и клиентского бизнеса

Если духовные силы нации иссякнут, то никакая экономика и промышленность не спасут ее от смерти.

Александр Солженицын

Проблематика

   Сегодня на различных телеканалах все чаще можно видеть молодых людей, жалующихся (да чего уж там - негодующих, как Грета Тунберг) на то, что якобы, в нашей стране нет социальных лифтов, и, собственно, им, несчастным, просто ничего другого не остается, как уезжать в западные страны. В принципе, в их словах есть доля истины, так как наше образование действительно полностью отформатировано под западные стандарты. Скажу больше — устроиться на приличную работу, обладая лишь набором знаний, предоставляемых отечественным учебными заведениями, действительно практически невозможно. Судите сами, ну кому нужен человек, умеющий решать тесты? Да, некоторые организации при приеме на работу ввели тестирование, но этим занимаются кадровики (сегодня они именуются английской аббревиатурой HR, что в переводе значит «человеческие ресурсы»), но только с целью выявления тяжелых психопатологий. К приему на работу сия процедура не имеет никакого отношения — она призвана лишь отсеивать психически нездоровых людей. А выпускники нынешних школ, как правило, могут успешно пройти только эту процедуру — их же учили в школе решать тесты. Работать они не могут, даже если у них в аттестатах высшие баллы по тестам — их, собственно, этому никто не учил.

   В то же время, западная система гораздо примитивнее нашей, в меру того, что функционал сотрудника сузился буквально до формата хорошо дрессированной обезьяны, поэтому там наш выпускник вполне конкурентоспособен. Особенно на фоне наплыва мигрантов, которых выдает темный цвет кожи (его и уволить страшно — обвинят в расизме). А наш — белый, и, конечно, он предпочтительней.

   Высшее образование также претерпело значительные изменения, и сегодня оно находится в некоторой рассеянности — все понимают, что его надо реформировать, но как именно, не знает никто. По сути, диплом выполняет функцию «проездного билета», позволяющего проехать в «общественном транспорте». Конечно, остались еще старейшие российские ВУЗы, дающие фундаментальное образование. Но их совсем немного, и они тоже не дают навыков эффективной интеграции в общественные процессы. Иными словами, выращивают специалистов, отдавая по окончании в руки капиталиста, который может и вовсе интеллектом не обладать (специфика отечественного капитализма). Собственно, так чаще всего и происходит — разбогатевшие в 90-е годы ребята, просто скупают специалистов по дешевке. Поскольку последние не защищены ни законодательством (его легко обойдет хороший адвокат), ни профсоюзами, им просто ничего не остается, как горбатиться на «реальных пацанов» за весьма символические деньги. Единственное, что им действительно гарантировано при любом развитии событий — 12 тысяч рублей в месяц, обозначенных в нашем законодательстве как минимальная заработная плата. Все, что сверх того — полностью на усмотрение «хозяина». А уж будет он благосклонен или нет, одному Богу известно. Естественно, что чаще нет.

   Проблема усугубляется еще и тем, что молодой специалист вовсе не готов к такому «раскладу» - в ВУЗе его психологически и духовно готовили для совсем другого мира. Если угодно — советского, со свойственной ему социальной справедливостью. А попадает он в постсоветский, в котором какие либо морально-нравственные рамки попросту отсутствуют — здесь правят личностные интересы, без оглядки на совесть, честь, достоинство. Какая уж тут справедливость!

   Для того, чтобы успешно функционировать в современном российском деловом социуме, необходимы не только аналитическое мышление, глубокое понимание исторических процессов, особенно происходящих в нашем обществе за последние 30 лет, стратегическое мышление, знания в области психологии и умение применять их на практике, но и четкое понимание собственных целей и задач. Очень важна выработка собственной социальной роли, так как, в отличие от СССР она теперь не определена сверху. Типичная ошибка, когда молодой человек определяет вместо самоидентификации место, где хочет работать. То есть, на вопрос «кем ты хочешь быть?», отвечает, например «хочу работать в банковской сфере». Иными словами, вместо ответа на вопрос «кто», отвечает на вопрос «где». Это фундаментальная ошибка, способная превратить в кошмар всю дальнейшую жизнь, так как вместо четкой социальной роли у человека будет туман. Поверьте, я повидал много личных трагедий, связанных именно с «размытием» структуры мышления, свойственному эпохе постмодерна.

Спрос и предложение — взаимосвязь и пропорции

   Как изначально можно оценить рынок? Безусловно, с точки зрения соотношения спроса и предложений. Существуют такие сегменты, где последние превышают объективную потребность, благодаря чему возникает конкуренция (порой даже сверхконкуренция), а есть где наоборот — нехватка квалифицированных специалистов, и, соответственно, компаний. И если в первом случае «хозяин положения» - клиент, который становится все более и более избирательным, взвинчивая требования к работе исполнителя и «утаптывая» его по цене, то во втором — все с точностью до наоборот, и здесь исполнитель часто диктует свои правила. В клиентском бизнесе все участники рынка вынуждены постоянно снижать цену и создавать иллюзию повышения качества (здесь уже начинаются как минимум ухищрения маркетологов, а как максимум — откровенное мошенничество), так как реально повысить качество при снижении стоимости невозможно. Либо оставляя стоимость прежней, улучшается качество сервиса и сопутствующих услуг. Здесь и возникает опасная для нашего менталитете грань — переход из сервиса в поведенческую проституцию (раболепный сервис). Сказывается тяжелое наследие крепостного права. И тогда бизнес начинает представлять собой омерзительную картину, даже если и приносит прибыль своему создателю. Люди же, работающие в такой структуре, постепенно деформируются в «недочеловеков», постоянно понижая собственную самооценку, что, в свою очередь, неизбежно приводит к личным трагедиям.

   В сегодняшней Москве конкуренция достигла таких масштабов, что уже и раболепный сервис не в состоянии обеспечить успех бизнеса, и вот тут на сцену выходят наработки криминального мира — мошенничество. По введению покупателя в заблуждение (обман в рамках законодательства) и выманиванию денег сегодня существуют целые школы. Не будет сильным преувеличением утверждать, что значительная часть жителей столицы (как финансового центра) задействованы в этих схемах. Многие считают это работой — например, осуществление рекламных звонков по телефону. Но на самом деле, в масштабах страны, эта деятельность абсолютно вредна. Судите сами, в статистике все эти «работники» фигурируют, а никакой продукт не производят. То есть в нашей дроби в знаменателе они сидят, как суммарное население страны, а в числитель — производимый страной продукт, добавляют чистый математический ноль. Ничего удивительного в том, что коэффициент эффективности нашего специалиста, относительно среднеевропейского ниже в разы. А давайте попробуем убрать всех этих «менеджеров-холодозвонов» из статистики, и посчитать специалистов — среди специалистов показатели совсем другие, и в ряде случаев даже превзойдут наших западных конкурентов.

   Так откуда же взялся этот экономический перекос? На мой взгляд все просто — когда вся наша огромная страна устремилась в одну точку, а именно, в Москву, здесь образовалась сверхконцентрация людей, повлекшая за собой сверхконкуренцию. Ну и конечно желание людей идти по пути наименьшего сопротивления — гораздо проще перейти к агрессивному навязыванию своего продукта/услуги, нежели разработать и выпустить на рынок что-то принципиально новое. Поэтому вместо бизнесменов и бизнеса, мы получили умопомрачительное количество торгашей, с весомым процентом жуликов среди них, а вместо бизнеса и цивилизованного рынка - базар.

Простая и сложная работа

   Где же проходит грань, между профессиональным рынком и клиентским? Вполне очевидно, что клиентский бизнес, с точки зрения сложности услуги — крайне прост. В противном случае в нем не было бы задействовано столь умопомрачительное количество людей. Также для клиентского бизнеса не нужно высшее образование. Нет, конечно в вакансиях все равно его указывают как обязательное, но при этом допускается наличие диплом абсолютно любой специальности, и даже не связанный вовсе с деятельностью на занимаемой должности. Эта традиция берет свои корни в СССР, где было принято быть образованным, но сегодня, скорее просто формальность. Поэтому многие активные и люди не считают нужным изучать пять лет специальность, которая для реальной работы будет не нужна, и покупают дипломы либо на черном рынке, либо у частных ВУЗов, многие из которых ими откровенно торгуют. А ведь и правда, зачем, например, менеджеру, мерчендазейру, визажисту, продавцу, консультанту и прочим, высшее образование? Совершенно не нужно. В профессиональном бизнесе без высшего образования не получится. Судите сами, как можно собрать самолет, провести хирургическую операцию, построить многоэтажное здание, не имея профессиональных навыков и знаний? Все верно, никак. Здесь придется учиться. Но и отношение к специалисту внутри коммерческой структуры будет как к уважаемому человеку, а не как к прислуге. В этом принципиальная разница. Разницы в доходах, как правило, либо нет совсем, либо она не столь велика — это специфика России, с ее тяготением к социализму и равномерному распределению денег в государстве. Путаницу как раз и вносят дипломы о высшем образовании, розданные почти всему населению — у 90% их можно изъять или аннулировать, и, поверьте, разницы никто не вообще не ощутит. Скорее даже это пошло бы стране на пользу, по аналогии с денежной деноминацией, которую иногда проводят с целью оздоровления экономики.

   Итак, отличительной особенностью клиентского рынка является не высокая квалификация работников, для получения которой достаточно непродолжительных курсов. В профессиональной деятельности придется получать фундаментальное высшее образование, причем, для успешной работы большинство частных ВУЗов просто не подойдут, по причине того, что они чаще всего лишь имитируют подготовку профессионалов, но на самом деле зарабатывают деньги. В современной российской действительности есть один серьезный дефект — очень часто люди с фундаментальным высшим образованием попадают в клиентский бизнес, и поначалу бывают шокированы скотским к ним отношением, но впоследствии с ним смиряются и привыкают. Это, в свою очередь, влечет за собой не только массу личных трагедий, но и дико тормозит развитие отечественной экономики в целом, так как сей дефект носит массовый характер. Каков выход из этой ситуации? На мой взгляд только один — внесение ясности. Иными словами четкое разделение труда на низкоквалифицированный и высококвалифицированный. Но как это сделать, когда дипломы о высшем образовании розданы почти всему населению страны? Только отменой большинства из них, чтобы они превратились просто в бумагу. Иначе путаницы не избежать. На бытовом уровне понять где именно трудится человек не сложно — достаточно уточнить, по специальности ли он трудится, или нет.

  Сегодня все чаще встречаются люди с двумя, тремя, и даже четырьмя высшими образованиями. В большинстве случаев это как раз побочный эффект вышеупомянутого системного дефекта — людям не удается перейти из разряда «прислуги» в разряд «уважаемых», но получая все новый диплом, они снова оказываются в том же низовом социальном слое. Только уже трудятся по другой специальности. Некоторые пробуют еще раз, и еще — чаще всего безрезультатно. В том то и фокус, что переход из клиентского бизнеса в профессиональный в сегодняшней России нигде не обозначен, не прочерчен, не регламентирован. Осуществить переход из одного в другой, способны лишь люди, с очень развитыми аналитическими способностями и социальными навыками.

Архитектура и реклама

   Теперь перейдем непосредственно к практической стороне вопроса. Я рассмотрю те сферы, в которых мне довелось трудиться самому, и которые я, со свойственной мне наблюдательностью, изучил досконально.

   В чем, по большому счету состоит основная задача архитектуры? Многие скажут - изящество пропорций, другие возразят, что в приоритете функция, третьи — детали декор. Каждый по-своему будет прав. Но главное - архитектура, по моему глубочайшему убеждению (и не только моему), является искусством умиротворения, искусством, создающем ощущение стабильности, устойчивости, уюта. Одним словом, основной задачей в эмоциональном плане является формирование гуманной, комфортной среды обитания. Архитектура, в моем понимании, вещь принципиальная, не подстраивающаяся под конъюнктуру рынка. Этого, к сожалению, нельзя сказать о дизайне — он, в большинстве своем, особенно наш, российский, создан сугубо под клиента. В нем, собственно, от автора проекта, нет вообще ничего. Это абсолютно клиентоориентированный (правильнее даже будет ввести термин «клиентосозданный») продукт, где дизайнер (хотя корректней было бы назвать его «визуализатором») выполняет работу, схожую по своей сути с функцией швейцара, таксиста, официанта. Однако, дизайн неразрывно связан с рекламой, и, по сути своей в эпоху перепроизводства, в которую нам довелось жить, является некой ее производной. Здесь принципиально иная задача, нежели у архитектуры. Если в первом случае авторы произведения стремятся к гармонии, то во втором задача противоположная — возбудить зрителя, заставить испытать некие яркие, не всегда даже положительные эмоции. И чем эти эмоции ярче, чем быстрее они вызываются, тем эффективней реклама. Как мы с Вами понимаем, задачи архитектуры и рекламы диаметрально противоположны, но все же у них есть точка пересечения. А именно — выставочная сфера. Здесь как раз и происходит соединение этих двух, казалось бы, разнонаправленных векторов.

Принципиальная развилка

   Так исторически сложилось, что к дню сегодняшнему мы имеем две принципиально разных модели бизнеса, и, соответственно, системы взаимоотношений людей в рамках них. В первом случае, и большинство из нас с этим знакомо, присутствует зарегулированность государством. Иными словами, здесь царит даже не бюрократия, а бюрократизм (выражаясь терминологией Людвига фон Мизеса), который практически парализует действия участников рынка. Чтобы добиться какой-либо эффективности нужно либо прилагать сверхусилия, либо изобретать схемы обхода бюрократии (правил регулирования), что чаще всего приводит к формированию коррупционных схем. Проще говоря, чтобы эффективно функционировать в этой системе, нужно обладать мышлением коррупционера и не попадаться.

   Второе направление можно условно назвать «свободным» рынком, и здесь возникает другая крайность - он не регулируется вовсе. Как правило, это малый или микро- бизнес, в котором не сформировались компании, претендующие хотя бы на статус среднего, не говоря уже о крупном бизнесе. Больше всего взаимоотношения здесь напоминают печально известный «Черкизон». Кидалово (преднамеренный отказ от оплаты работы) в этом рынке абсолютная норма поведения. Также как и силовые, порой, откровенно криминальные методы давления. Побеждает сильнейший, а вовсе не тот, кто прав. Правила игры не то чтобы нигде не прописаны — их просто нет. Придумываются и меняются они в процессе развития ситуации.

   Как Вы уже могли догадаться, архитектурный бизнес в России относится к первой категории, выставочный — ко второй. Для осуществления архитектурной деятельности Вам необходим полный набор документов — от диплома профильного ВУЗа, регистрации юридического лица, лицензий на проектирование, всевозможных аттестаций, допусков к СРО, и еще кучу всего, в зависимости от сегмента архитектурной деятельности. В выставочной сфере напротив, Вам не нужно ничего! Даже диплома о высшем образовании! Рук, ног, головы — вполне достаточно для осуществления деятельности. В первом случае Вы находитесь в рамках правового поля, и в случае конфликтной ситуации можете рассчитывать на правовую защиту государства. Во втором случае Вы играете за рамками правового поля, и рассчитывать можете только на себя. Договора, даже если здесь и присутствуют, как правило, не имеют никакой юридической силы, и элементарно обходятся.

   Будет вполне уместно провести логическую цепочку и до устройства экономики нашей страны в целом. Здесь борются две вышеописанные модели, и именно здесь принципиальная разница между представителями силового блока и либералами. И одна и другая схема в отдельности, на мой взгляд, способны угробить нашу экономику, при том, что при первой народ будет жить однозначно лучше, за счет социальных программ. При полной либеральной модели народ обнищает очень быстро, и будет влачить нищее существование, как это было в 90-е годы прошлого века. Победу либеральной модели мы можем наблюдать сегодня на Украине, причем она еще не достигла своей высшей точки — полного банкротства государства. Но мы станем очевидцами этого процесса, ибо финал уже не за горами.

   Вот пред нами практически полная модель экономического устройства нашей страны — на одной чаше весов бюрократия, на другой анархия. Что лучше? Не берусь судить, и не думаю, что каждое явление в отдельности лучше чем их совмещения. Учитывая, что третьего не дано (не изобрело пока человечество), очевидно, руководство нашей страны ищет баланс между этими двумя системами. И, надо отдать им должное — вполне удачно находит. При этом, конечно, возникает необходимость управления самими этими весами, дабы ни одна из чаш не перевесила. Именно для этого необходимо устраивать внезапные и непредсказуемые перестановки ключевых фигур в правительстве — в этом случае система сохраняет «бодрость духа», и не впадает в старческий маразм, как это произошло с коммунистической партией СССР.

Диалектика выставочного (клиентского) бизнеса

   Здесь, конечно, необходимо затронуть довольно острую проблематику, а именно, катастрофическую управленческую безграмотность и профессиональное несоответствие занимаемым должностям людей, почти на всех уровнях, столь присущую нашей стране. Приведу наглядный пример из жизни в качестве иллюстрации (поверьте, таких казусов в выставочной сфере происходит множество за один лишь день). Заказчик присылает техническое задание для разработки проекта выставочного стенда, состоящее из перечисления оборудования, позиций этак в 200. Сей «литературный труд» занимает примерно 4 страницы текста мелким шрифтом, состоящего из узкопрофильных аббревиатур и некоторых технических характеристик изделий, производимых его, заказчика, предприятием. Изображения, как и расшифровка функционала изделий отсутствуют. И что выставочникам с этим делать? По рыночным стандартам, выставочная компания не может тратить на проект временной ресурс более 2-х дней (раз уж они все дружно, в меру своего концептуального скудоумия, подписались в далекие 90-е разрабатывать дизайн-проект на некоммерческой основе). То есть 2-х рабочих дней дизайнера. Надо ли говорить, что если дизайнер начнет гуглить весь этот перечень оборудования, у него уйдет неделя, чтобы хотя бы понять специфику и разобраться с габаритными размерами. Почему заказчик не может разложить на столе свои изделия, померить рулеткой габариты подиумов — а ведь именно их и будет изготавливать выставочная (микростроительная) компания, и прислать эти размеры? И здесь мы приходим к ужасающему выводу - «там» кто-то не хочет или не может (в меру анатомических особенностей) думать. Просто механически пересылает письма с производства, и все. За сие, надо отметить, человек получает стандартную московскую заработную плату. Вопрос: а почему выставочники за тот же финансовый «госстандарт» должны напрягать свой мозг, если вышестоящая инстанция в лице заказчика этого делать не желает? Правильно, и выставочники не напрягают. Могут, если им хорошо заплатить, умеют, знают как, но в данном случае не будут принципиально. В результате происходит общение на уровне двух (или более) клинических имбицилов. КПД нулевое, если не отрицательное, но все при своих маленьких зарплатках. И всех, как не абсурдно это звучит, устраивает подобное положение вещей! А ведь у выставочников чуть ли не каждый день меняется профиль заказчиков — сегодня это производители нефтеперерабатывающего оборудования, завтра, к примеру, корма для животных, после завтра громоотводы, мебель, автомобили, сельскохозяйственная техника, оружие, логистические услуги, да все что угодно! Как они могут быть специалистами во всем? Леонардо да Винчи, хоть и знал и умел все, что знала и умела его эпоха, но в нынешней ситуации и он бы не потянул, ибо в его эпоху знания были гораздо менее обширные чем сегодняшние.

   Я описал лишь одну сценку из будней дизайнера в обычной выставочной компании. Поверьте, такого маразма там за месяц наберется на трехтомник, поэтому не вижу смысла перечислять далее. Все это на самом деле очень грустно. Добавлю лишь пару слов о так называемом выставочном менеджменте.

Поскольку в выставочной сфере количество предложений колоссально превышает спрос, здесь активно применяется система тендеров (исполнитель выбирается на конкурсной основе, и он, в свою очередь, выполняет весь комплекс дизайнерской работы абсолютно бесплатно). Вполне понятно стремление дизайнера выиграть как можно более дорогой тендер. Но что мы видим на практике? Здесь можно провести четкую черту, между «премиальным» сегментом рынка и «народноориентированным». Как говорят в Одессе, это две большие разницы. И в методологии тоже. Первым делом, раз уж мы живем в России и понимаем ее управленческую суть, можно смело, и не без оснований даже предположить, что многие компании (если так сие можно именовать), были созданы под «сброс» госсредств. Там брат «сбрасывает», здесь сват «ловит». Юридических лиц расплодили, холдингов («юрик» в «юрике»), дабы запутать следы. Но принцип ясен и очевиден.

   Многие молодые менеджеры склонны к романтике. То ли это от регулярного недоедания мозг работает на «малых оборотах», то ли анатомическое строение мозга так устроено — доподлинно мне не известно. Могу лишь с уверенностью утверждать, что многие из этих людей с трудом представляют себе как дожить от з/п до з/п без займов. Гости из Средней Азии зарабатывают чуть больше, что бы Вы понимали. Но героям нашего повествования, менеджерам, скормили замечательную «утку», мол, выиграете тендер из «элитки» хоть один, можете на диване лежать целый год, машину себе купить, или пару-тройку шуб. В общем, некоторые менеджеры поверили, живя практически на пособие. Виртуозная разводка, не правда ли? При том, что статистически, склонность к авантюризму, и частной его форме — аферизму, наблюдается у весьма небольшого процента наших сограждан, успехов в этой работе, требующей «психологической обработки» клиента, способны добиться единицы. Подавляющее большинство либо, разочаровавшись, уходит в другую сферу, либо привыкают жить на весьма символические деньги.

  И ведь никто даже не задумывается над суммарной эффективностью! Понимаю, в этой сфере нет профессионалов, но хотя бы пару книг прочитать о теории управления можно было бы. Ведь полки книжных магазинов сегодня буквально завалены «деловой» литературой. В первую очередь менеджер (управленец) обязан максимально эффективно использовать предоставленные ему ресурсы. Аксиоматично? Да, но на практике не получается. Почему? Мне видится, что люди у нас слишком сложные, их, весьма насыщенный подчас личностный опыт, проецируется в управленческую сферу, ну и по цепочке далее, транслируется на все нижестоящие звенья. Но, опять же, воздержусь от оценочных суждений, ибо только история рассудит, преимущество это или недостаток.

Управленческий коллапс

   Бывают такие люди, которые в роли заказчиков — ну просто очень проблемные. Наверняка, кто сталкивался с такими, меня поймут. То есть русский язык, вроде бы для него и родной, а сформулировать, что ему нужно такой человек не может. Вот просто не может и все! При этом, в подобных случаях процесс переговоров, как правило, носит очень продолжительный и даже утомительный характер. В итоге, даже выслушав все это многословие, делаешь проект, а оказывается что это «совсем не то». Ну то есть совсем. Абсолютно. Тогда начинается сравнение терминологии — многие заказчики пытаются сегодня использовать профессиональные или околопрофессиональные термины совершенно не понимая их смысл, а часто и вовсе вкладывая какой-то свой собственный, никому более не известный. И как тут быть, если под одними и теми же словами мы имеем ввиду абсолютно разные явления? По теории вероятности, если бы такой заказчик молчал, у исполнителя было бы больше шансов «угадать» его желания, но тот, неосознанно, сам направляет ход мысли исполнителя в неверном направлении, по сути дезинформировав. В этом случае вероятность «угадать» желание клиента и вовсе сведена к абсолютному математическому нулю.

   Как мы к этому пришли? Здесь как раз все очень логично и закономерно. Обесценив и практически ликвидировав сферу гуманитарных знаний наша система стала тиражировать огромное количество узкоспециализированных технических специалистов. Да, они не умеют писать без ошибок (а кому сейчас это нужно?), но при этом неплохие инженеры или программисты. Казалось бы, все хорошо, объективный запрос рынка удовлетворен, ан-нет. Возник управленческий коллапс. Иными словами тотальное непонимание между исполнителем и заказчиком, начальником и подчиненным стало системным явлением, которое, в свою очередь образовало некий тромб во всей российской экономике, начиная от микро- бизнеса и заканчивая государственными корпорациями и правительственными структурами.

Личностные деформации тружеников клиентского бизнеса

   По моему глубокому убеждению, практически невозможно проработать длительное время в клиентском бизнесе и не получить профессиональных личностных деформаций. Угождать клиенту становится частью характера, основой поведенческой модели, и нередко перерастает в серьезный комплекс неполноценности. Даже если человек заработал много денег и перешел в более высокий социальный слой, он, как правило, не в состоянии изменить свою поведенческую модель, и, по сути, ход мысли, который и позволил ему достичь высот в обслуживающей сфере. В качестве наиболее яркого примера здесь можно привести президента Украины Владимира Зеленского — заняв высшую должность в государстве, он совершенно не изменил своего откровенно заискивающего поведения перед «спонсорами», демонстрируя его на весь мир. Не перестал мыслить дальше престижных лейблов-брендов, в основе которой лежит дремучая местечковая зависть. Так, например, на переговорах с лидерами европейских держав и России, где решалась судьба его страны, он не смог не думать и не упомянуть о марке обуви российского телеведущего Владимира Соловьева. Естественно, такая модель поведения, и, по сути, сложившийся таким образом характер, не может вызывать уважения ни у кого — даже ближайшие соратники по партии и правительству демонстрируют откровенное презрение. Это следствие профессиональной деформации постоянного, многолетнего прогиба под клиента. Ведь Зеленский не только юморист, но и бизнесмен, заработавший большие деньги на клиентском бизнесе — корпоративах. И здесь важно понимать, что по пути финансового преуспевания, человек неизбежно теряет самооценку и самоуважение, постоянно угождая клиенту, формируя, уж простите, проститутскую модель поведения. И когда некоторые наши люди задаются вопросом, почему у Зеленского в его политике царит полная беспринципность, мне даже смешно — а откуда бы там взяться принципиальности? Принципиальность может только помешать зарабатывать деньги в клиентском бизнесе. Именно поэтому сегодня правительства таких стран как Польша, Латвия, Литва, Эстония, частично Чехия проводят столь беспринципную и аморальную политику, реабилитирующую фашизм — они просто стараются угодить заказчику. Это может и не быть их точкой зрения, просто за нее платят, а другого способа заработать у них нет. Вот так, постепенно, правительство этих стран эволюционировало в «политический бордель», и функционирует по тем же принципам. Украина же жаждет присоединиться к этому «празднику жизни» восточноевропейского блока, где можно, по сути, не работать.

   Как мы видим, клиентский бизнес меняет не только поведенческую модель человека, но даже и политическую линию целых стран. И, конечно, у нас, людей с русским менталитетом, это не может вызвать никаких чувств, кроме омерзения и презрения, иногда жалости. Здесь и проходит ментальная линия водораздела, между, так называемым, русским миром и западным. Мы за свои принципы и убеждения всегда воевали до победного, в то время как наши западные «партнеры», даже свои «ценности» превратили в продукт, упаковали в идеологическую обертку, и без зазрения совести им торгуют. Собственно, такое понятие как совесть здесь не применимо в принципе.

   На мой взгляд, наши телеведущие тратят время впустую, пытаясь переубедить в чем-либо приверженцев западного мировоззрения — механизм их мышления принципиально отличается от нашего. Их мировоззренческая позиция — плавающая, адаптируется к той или иной ситуации с наибольшей выгодой. Спор с таким оппонентом обречен на неудачу априори — это как играть в карты с шулером. Лично мне видится здесь единственная возможность для изменения ситуации — силовое воздействие. Причем совершенно не обязательно с нашей стороны — есть масса объективных трудностей, которые требуется преодолевать, а попытка их «обтекать» (согласно современной западной методологии мышления) приведет лишь к потерям. Скажу больше, я убежден, что весь восточно-европейский блок, без помощи извне, утратит способность к существованию в современном мире. Если смотреть в длительной перспективе — скорее всего так оно и произойдет. Или же опять им придется «лечь» под наиболее сильного игрока в регионе. Собственно, это единственный механизм их выживания. Ну и ответьте теперь себе на вопрос — о чем с этими людьми можно спорить? И нужно ли это делать? Если хотите поупражняться, закажите проститутку по интернету, и попытайтесь поспорить с ней о мировоззрении — убедитесь, что ее позиция неуязвима по сравнению с вашей, опирающейся на какие то ценности.

Корпорация и корпоративный метод управления

   Появление любого сверх капитала — это дефект системы, или, говоря компьютерным языком, баг. И если уж он появился, значит, будьте уверены, его обладатель нарушил общечеловеческие правила. Судите сами, ну не может же один человек быть талантливее другого в десятки миллионов раз. И уж точно не может в миллион раз больше работать по времени — в сутках труженика полей и миллиардера количество часов одинаково. Давайте разберемся, какая именно система допускает такие системные ошибки, порождающие конфликты и даже войны. Советская (социалистическая) система такие ошибки исключала вообще. Капиталистическая модель западной Европы, которой сегодня восхищаются многие наши мало информированные соотечественники, на протяжении многих веков не допускала столь колоссальной разницы в доходах граждан. Однако, переместившись в США, и обретя абсолютную свободу, освободившись от многовековой европейской культуры и нравственных основ, капиталистическая система превратилась в корпоратократию. Именно она управляет соединенными штатами, а вовсе не президент. Нужно ли говорить, что демократия в США — не более чем байка для умственно не развитого электората?

   Итак, как работает корпорация? Иными словами, как корпоративная структура влияет на человека? Все очень просто - корпорация адаптирует человека под своего создателя. Для этого используются различные (примитивные и не очень) мотиваторы, вроде фраз, заучиваемых сотрудниками без осмысления, вроде «так принято», «в интересах бизнеса», и т. п. Таким образом некий человек, добившийся финансовых успехов воспроизводит себе подобных. Некоторые руководители достигают такой степени величия, что даже развешивают свои портреты по офису. Другие же ограничиваются сводом правил для сотрудников. Иными словами происходит социальная дрессура подчиненных корпорации людей. Но есть ли уверенность, что человек, стяжавший большие деньги обладает и другими положительными человеческими качествами? Лично я в этом совсем не уверен. Даже напротив, как правило люди, насаждающие культ себя (в сознательном или бессознательном виде) обладают полным набором глубоко укоренившихся пороков, так как по пути финансового обогащения им пришлось перешагнуть через многие морально-нравственные принципы. Говоря религиозным языком, здесь как минимум алчность, жадность, зависть, а как максимум комплекс «маленького» человека (который не лечится, а лишь усугубляется деньгами), а порой и ряд откровенных преступлений. И вот такой человек учит подчиненных жить. Да не просто учит — требует от них беспрекословного подчинения его модели поведения, а со временем и мышления. Для этого изобретены такие вещи как, корпоративная форма одежды, свод правил, расписание не только рабочего дня, но и перерывов. Иными словами, жизнью сотрудников корпорации уже в серьезных пропорциях распоряжается другой человек. Подчиненному же человеку остается лишь небольшое количество часов ежедневного досуга, и один месяц в году, который он может целиком потратить на себя. Понимаете теперь, почему у многих наших соотечественников страницы их социальных сетей демонстрируют лишь пляжи Турции и Египта? Другая, несоизмеримо большая часть их жизни абсолютно пуста, бессмыслена, причем настолько, что кроме как наказанием ее ничем считать нельзя.

   Итак, сотруднику корпорации принадлежит всего лишь 1/12 его жизни. Примерно. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Именно это и порождает страсть к путешествиям — сбежать подальше от «хозяина», и хотя бы маленькую часть жизни пожить для себя, немного разнообразив процесс. Расстояние здесь выполняет защитную функцию для психики — в другой стране «хозяин» не достанет. Теперь зададимся фундаментальным вопросом — а для того ли человека произвели на свет родители? Думали они, создавая новую жизнь, что всего лишь выращивают дополнительный доход для, и без того богатого человека? Полагаю, если бы знали чем дело обернется, возможно, и передумали бы в процессе. Во многом благодаря этому, чаще подсознательному ощущению, нежели осмыслению, западная цивилизация сегодня перестает размножаться — выстроенный им корпоративный мир отторгается даже ими самими! Пока, опять же, на подсознательном уровне. Чтобы перевести его на сознательный, нужно обобщить и систематизировать свои наблюдения в десятках корпораций, и вывести формулу, которую сейчас вывел я. И сразу все становится ясно. А теперь представьте себе наш, гораздо более сложный менталитет, нежели европейца или американца — представляете какой разрыв сознания происходит у нашего человека, когда его за весьма небольшие деньги начинают примитивно дрессировать? Подумать страшно. И здесь есть важная жизненная развилка. Часть людей уходят из корпораций, заявляя открытый протест, и, либо создают свою (часто с гораздо более гуманными принципами), либо уменьшают свои расходы и приучаются жить на какой то минимальный доход, носящий эпизодический характер (еще есть формат социального иждивенчества, но это только при наличии спонсора, который тоже может начать ущемлять свободу). Другая часть терпит, и тут тоже две категории — одни смиряются со своей незавидной участью, под предлогом, что, как им кажется, все так живут. Другие же вырабатывают навыки социальной мимикрии. Иными словами, играют роль работника, но на самом деле не только не работают, но и всячески глумятся над правилами корпорации. Я называю это тихим саботажем. Единицы русских людей способны принять западные ценности, одной из которой является корпоративное построение общества, глубинном уровне. Те же кто искренне принял и уверовал в эти ценности, либо находятся на вершине «пищевой цепочки» (воспользуемся терминами социального дарвинизма), либо наоборот, в самом низу, причем уже со сломанной личностной конструкцией. Такой человек просто смиряется со своей урезанной социальной ролью, и чаще всего начинает подводить под это определенную философскую базу, вроде как поиск виноватого (как правило это власть), либо принимает вину на себя (обычно формулировка смягчена - «не повезло в жизни»), и здесь уже практически финишная прямая для личности. В таком состоянии человек просто дожидается смерти (кстати, именно из-за колоссальной дистанции в социальном статусе и самоощущении «низы» любой ценой хотят внешне походить на «верхи», накупая дорогие цацки, шмотки, тачки в кредит). Да, подобная деформация личности происходит даже не за годы, а за десятилетия, но сути это не меняет — человек является лишь расходным материалом для системы обогащения другого человека, и, в отличие от развитого западного капитализма, наш богач своим «расходникам» (простите за цинизм) пенсию платить даже и не помышлял! Эту функцию у нас выполняет государство, на те более чем скромные налоги, которые часть из нас платит. Получается опять диссонанс — человек кладет годы жизни на служение корпорации, а пенсию за нее должно платить государство. Иными словами, человек, играющий по правилам корпорации, будет огорчен и пенсионным доходом тоже. Дожитие сладким не получится.

   Как мы видим, этот путь для большинства тяжел в начале, омерзителен в процессе, и печален в конце. Лишь единицы людей, наделенных социально хищными взглядами на жизнь, демонтировав (или не приобретя) положительные человеческие качества, способны вскарабкаться в этой системе на вершину. Основной массе отводится низовая роль обслуживающего персонала. Именно поэтому русский народ так быстро отверг даже саму идею построения капитализма по американскому образцу, который проводили в жизнь младореформаторы 90-х годов. Сегодня этот путь поддерживают лишь те, кому удалось стяжать капитал в то смутное время, и которые очень хотят вернуть свойственные смутному времени возможности аморального обогащения. Заметьте, не противоречащие законодательству, но идущие вразрез с моральными, в более широком смысле - христианскими ценностями. Именно поэтому сегодня эти люди развернули масштабную кампанию глумления над христианскими символами, которые, по сути, являются колоссальным препятствием для разграбления ими нашей страны. Впрочем, многих из этих людей мы видим сегодня по телевидению, в сети интернет, и вполне в состоянии дать им объективную оценку.

Что нам со всем этим делать?

   Исторически, клиентский бизнес (в частности выставочный) начал формироваться в нашей стране в условиях катастрофической нехватки денег. Бывшие советские граждане столь рьяно двинули в бизнес, что на пути к финансовому благополучию полностью или частично утратили человеческие добродетели. Многие оправдывают это тем, что по другому было не выжить. Я с этим не согласен, и вот почему — даже сегодня, в эпоху товарного изобилия и довольно высокого уровня доходов граждан (относительно общепланетарного уровня), очень многие в погоне за прибылью продолжают терять человеческий облик. Логично предположить, что и в 90-е годы в бизнесе достигали каких либо успехов люди с определенными склонностями. Скажем так — предпосылками к определенным моделям поведения. Бандитскую модель в рамках данного материала мы рассматривать не будем — сейчас она уже утратила свою актуальность. А вот, простите за выражение, проститутская — процветает.

   Вполне очевидно, что если подобное мышление завладеет умами весомого процента населения, наша с вами страна перестанет существовать. По крайней мере в том виде, в том статусе, и в тех границах, которые есть сейчас. Просто потому, что согласно этому, по сути западному культурному коду — защищать Родину не выгодно и не разумно. Посему очевидно, что в рамках наших геополитических реалий, с огромными природными богатствами и большим количеством агрессивно настроенных соседей (достаточно вспомнить историю прошлого века), мы с вами вынуждены будем проститутскую (клиентскую) модель мышления изживать. Причем, как мы любим — до победного.

   Некоторое время назад для меня было большим вопросом, почему наша власть не борется с людьми, ведущими откровенно антигосударственную пропаганду в нашей стране. Но в этом есть своя логика. Во-первых, они на виду, и открыто демонстрируют свои взгляды. Это обстоятельство отторгает, а вовсе не притягивает электорат, именно потому, что культурные коды в нашем народе гораздо сильнее, нежели банальная жажда наживы, которой руководствуются идеологи западного мира. Даже их адаптированная конструкция «государство не заботится о вас, а мы позаботимся», в меру своей наивности и лживости, не в состоянии привлечь хоть сколько то весомую часть населения. Втянуть народ в очередную «гонку обогащения», где подавляющее большинство проиграет, обогатив самих проектировщиков системы, в сегодняшней России практически невозможно — слишком недавно мы это уже проходили.

   Однако, западные и прозападные социальные инженеры не стоят на месте, и постоянно совершенствуют технологии дискредитации всей нашей власти, или же отдельных ее ветвей. В их задачи входит вообще расшатывание нравственных основ, на которых базируется наше государство. Так, например, сегодня активно действует программа по дискредитации РПЦ, для размывания и последующего демонтажа религиозных основ российского общества. Также активно проводится масштабная кампания по пересмотру итогов 2-й Мировой войны, не в пользу нашей страны. Правительство и народ сопротивляется, конечно, продолжая отмечать этот великий праздник, даже с некоторым акцентом, но враг не дремлет — на пространствах интернета без труда можно обнаружить массу текстов, в которых фигурирует термин «победобесие», опять же, с целью дискредитации власти.

   Корень подмены здесь в том, что все враждебные России силы, маскируются под патриотизм, просто другой, нежели у абсолютного большинства. Либерально настроенные люди и правда верят, в то, что они несут Свет и Добро мир. Также, как и американцы уверенны в своей правоте, даже убивая сотни тысяч людей. Те, кто глубоко занимался изучением американской модели мышления, безусловно знают, что это ни что иное, как «сектантская» модель — абсолютная уверенность в своей правоте, и даже в непогрешимости. Именно эту модель поведения мы наблюдаем сегодня на всех телевизионных политических шоу, где отечественные «либералы» буквально бьются в пене как ведьмак на шабаше, наплевав на все правила приличия. При этом всем, нельзя сказать, что действуют они топорно — ведь все их рвение обусловлено «болью за страну», и желание ей помочь, а то и спасти. У многих зрителей, которые потерпели какие либо личностные поражения и разочарования, это вполне может найти отклик. И даже находит. Примитивные тезисы, вроде «во всех ваших проблемах виновата власть», вполне работают не только со слабо развитой интеллектуально аудиторией, но и с изнеженной комфортом московской публикой. Здесь весь фокус в том, что за годы работы западным технологам удалось частично демонтировать критическое мышление у класса мелкой российской буржуазии, которая и проживает в основном, в Москве. Эти люди, воспарив над своими согражданами в финансовые высоты (как им кажется), стали некими «сверхчеловеками», с сопутствующим комплексом непогрешимости (я же заработал денег — значит я прав), и, конечно, только власть мешает им разбогатеть еще больше. Вопрос «зачем богатеть еще больше» даже не задается, что также свидетельствует о сектантском мышлении — это догмат, не подвергающийся сомнению. И тут, когда разбогатеть еще больше не получается (чаще всего от нехватки эффективной умственной деятельности), возникает лютая ненависть. Как у наркомана, если вы отберете у него дозу. А между мелким буржуа и вожделенным «наркотиком» кто? Все правильно, Президент. А если большинство населения страны этого Президента поддерживают, тогда что? Все верно, тогда в сознании этих людей наша страна, даже не страна, а презрительная «рашка». Именно так и происходит эта аберрация сознания, которая в нынешнем раскладе сил убивает и уродует жизнь лишь самих носителей подобной модели мышления.

   Я считаю необходимым принимать меры по искоренению вышеописанного дефекта общества (настаиваю, что это дефект), и направлений здесь несколько. Первое, и вполне очевидное — развенчание мифов о Западе. Лишившись своего божества, «адепты секты» утратят значительную часть инструментария, наносящего вред нашей стране. Так например, разобравшись детально в корпоративной структуре, разработанной западом, мы без труда обнаружим ряд не просто авторитарных, а тоталитарных механизмов. На этом фоне сразу становится очевидно, что бесконечно ругая нашего Путина, за его некоторый, чаще всего оправданный авторитаризм, наши западные «партнеры» абсолютно «не замечают», что в основе каждой их корпорации стоит, я не побоюсь этого слова, «Гитлер», наделенный полным набором диктаторских полномочий. По сути, проиграв величайшее противостояние менталитетов одним фюрером, они провели его диверсификацию — создали поменьше, но много. Разложили основной «актив» на много маленьких (главы корпораций и богатейших семей США). Но враг остался прежним, хоть и применил эффективную маскировку. И цели у него те же. И так далее, и тому подобное — изучать и анализировать западную систему, выявляя ее пороки, можно очень, очень долго.

   И вторая, необходимая мера — четкое разграничение понятий, ибо технологи запада как раз и стараются сформировать понятийный «туман», размыв таким образом представления русского человека о добре и зле. Сей постмодернистский дискурс, я считаю, необходимо жестко пресекать — ни к чему хорошему он нашу страну точно не приведет. Более того, необходимо четкое разделение по поведенческим моделям. Например, одни люди, действительно ставят извлечение прибыли на вершину своей системы ценностей, другие же в качестве основ поведенческой модели закладывают более высокие морально-нравственные принципы. По сути, этими принципами в русском мире и определяется человек. В современном западном — исключительно количеством денег. И если мы будем называть подлеца подлецом, проститутку проституткой, не вуалируя истинный смысл смягчающими терминами, типа, «продажник», «светская львица», «эскортница», тем большую ясность привнесем в наше общество. А внеся ясность, как мы понимаем, искоренить дефекты не составит труда. Любой грамотный военный вам скажет, что прежде чем уничтожить противника, его необходимо локализовать. Сегодня открытая информационная среда позволяет нам это сделать. Осталось лишь правильно расставить приоритеты на уровне государственной идеологии. Думаю, что современная Россия к этому вполне готова.

Послесловие

   В заключении, хотелось бы предложить читателю некую методологию, которая призвана вносить ясность в наш, довольно сложный мир. И разобрать я хочу один лишь термин, на примере разных его интерпретаций. А именно — слово бизнес (от англ. дело). Поверьте, после прочтения, вы поймете, что все мы вкладываем совершенно разный смысл в это слово.

   Итак, начнем с высказывания одного из любимых нами персонажа современности, г-на Чубайса. А именно, то высказывание, в котором он счел наш народ столь инфантильным, что он до сих пор не сказал бизнесу «спасибо» за то, что тот, в свою очередь, отстроил страну. Если мы на секунду вдумаемся, кто же отстроил страну, то без труда обнаружим, что это мы и были. Да да, мы с вами, дорогие друзья. И те кто открывал фирмы, и те кто в них трудился по найму. И все вместе, сообща, мы отстроили нашу страну. Под грамотным руководством Владимира Путина, о роли которого г-н Чубайс тактично умолчал, не будем акцентировать и мы. Таким образом, получается, мы должны сказать «спасибо» сами себе? Начальник — подчиненному, подчиненный — начальнику, прораб — строителю, строитель — прорабу, и т. д. и т. п. Согласитесь, отдает шизофренией. Однако, г-н Чубайс никогда и не претендовал на роль мыслителя, поэтому попытаюсь донести до вас, дорогой читатель, истинный смысл, который он вкладывал в свое, безусловно, хамоватое и недалекое высказывание. А именно - «бизнес», в понимании г-на Чубайса, имеется ввиду исключительно крупный, родом из 90-х годов. Вовсе не мы с вами. И вот тут, согласитесь, возникает масса вопросов. Один, так уж точно — а может быть тому самому «бизнесу», который по сути ограбил и обокрал народ в тот памятный период, имеет смысл сказать народу «спасибо», что его ярчайшие представители не были уничтожены в порыве народного гнева? И даже не раскулачены. Поблагодарить, причем искренне, за то терпение, свойственное, заметьте, только зрелым людям и народам, с которым наши люди отнеслись к подростковым проделкам в экономике (именуемых младореформами) того самого г-на Чубайса и многих его товарищей. Заметили, смысл поменялся на противоположный? А ведь мы говорим об одном и том же термине, но в совершенно разных, даже противоположных смысловых интерпретациях. И поверьте, так у нас почти во всем. Великий и могучий русский язык столь многообразен, столь насыщен смысловыми оттенками и нюансами, что если мы не начнем формировать общий смысловой словарь терминов, то очень скоро начнем разговаривать на разных языках. И закончится это может тем же, чем и строительство Пизанской башни.

   Посему, давайте будем уточнять, какой именно бизнес мы имеем ввиду. Крупный, малый, микро. Также и по сферам — производственный, торговый, интеллектуальный, технологичный, спекулятивный. Ну и конечно, по структуре — клиентский, профессиональный. Не лишним будет понимание целей и задач бизнеса, в тесной корреляции с интересами страны и общества. После прояснения всех этих важных элементов, мы будем четко представлять, кто перед нами. Без приукрас и недомолвок. А тогда уже будет понятно, кто есть «торгаши» о которых упомянул Президент, и кто кому, а главное, за что, должен сказать «спасибо». Ну или какие то другие слова.

   На этом примере я лишь продемонстрировал, как одни и те же слова имеют совершенно разный смысл в разных социальных слоях и группах. Но так же и предложил уточняющую методологию, позволяющую увидеть истинный смысл. Поупражняться вы можете на своих коллегах, начальнике, вообще бизнесе, проанализировав их от первоначального капитала до пользы стране. И сложится у вас объективная картинка того, чем именно вы занимаетесь. Поверьте, в ряде случаев вы будете очень разочарованы, и даже придется принимать решения. Но это будут уже решения сознательного, зрелого, умного человека (для данного анализа ум необходим). И тогда, смею надеяться, в вашей жизни появится очень много дел, необходимых для нашей страны, и многочисленные фотографии с пляжей Турции, коими изобилуют сегодня все социальные сети, сменят какие то более важные события и достижения в вашей жизни. Появится другой, более важный смысл. Смею надеяться. Практически уверен.

Текст: Павел Сапов

Февраль, 2020