Найти тему
Велодело

Как собрать электровелосипед? Разберёмся с мотор-колёсами.

Давайте разберёмся с мотор-колёсами. Их всего 2 вида: редукторные и безредукторные (прямого привода). Мотор-колесо прямого привода представляет собой электродвигатель, у которого вращается корпус с магнитами, а ось жёстко закреплена в дропаутах усилителем. В нём есть только 2 движущиеся детали – 2 подшипника. Ломаться механически там практически нечему. Именно поэтому все мотор-колёса более 1кВт мощности только прямого привода.

Редуктор редукторного мотор-колеса
Редуктор редукторного мотор-колеса

Редукторное мотор-колесо имеет в своей конструкции планетарный редуктор и обгонную муфту. При движении на педалях с выключенным электроприводом колесо вообще не доставляет неудобств и не добавляет сопротивление. А вот колесо прямого привода даёт сопротивление и если оно мощностью 1кВт и более, то велосипед превращается в мощный тренажёр, едешь и качаешься! Редукторное колесо также имеет намного больший крутящий момент на старте (относительно безредукторных колёс такой же мощности) и способно эффективно запускаться на гористой местности.

Прямой привод. Ничего лишнего. Вот если бы не было залипания магнитов на железо статора...
Прямой привод. Ничего лишнего. Вот если бы не было залипания магнитов на железо статора...

Если мотор-колесу прямого привода нечему внутри ломаться, то у редукторного колеса есть и много чего. Шестерни редуктора, выполненные из особых сортов пластмассы обычно не ломаются (неожиданность, однако), чаще ломаются обгонные муфты. Грубо говоря, это трещётка, которая механически развязывает редуктор и колесо. Такие трещётки выполняются на собачках и размером они не больше велосипедных, а мощности больше в несколько раз – вот и ломаются.

Также у мощных редукорных колёс (500 Вт- 1 кВт) режет соединительный штифт (вот уж не знаю, как его назвать точно технически), соединяющий ось колеса и редуктор. Бывает даже что колёсам с завода приходят с резаным штифтом. И как показывает практика, владельцы редукторников 250-350 Вт мощностью вообще не жалуются, а вот разгон редукторного мотор-колеса превращается в уравнение с несколькими неизвестными.

Давайте сделаем вывод. Если тебе нужен электропривод только для того, чтобы периодически его включать, а 90% поездки крутить педали – бери маломощный редукторник. Если ты желаешь нажать газу до отказу и педали на аппарате рассматриваются только как средство доехать когда аккумулятор уже разрядился – бери безредукторное колесо. И ещё, у колеса прямого привода есть одно интересное достоинство: если велосипед с задним мотор-колесом поставить на велостанок (типа тренера) и крутить колесо педалями, то он превратится в хороший трёхфазный генератор переменного тока. Редукторники так не умеют.

А теперь, не забудьте: при самостоятельной переделке велосипеда в электрический, обязательно поставьте усилитель дропаута! Что это за штука и как она работает, узнаете в следующей статье.