Моя давняя мечта - автотуризм - начала потихоньку осуществляться: сначала была республика Беларусь, следом коронавирусом обломилась Казань, так что новый пункт не заставил себя ждать. Знаменитая Карелия, край лесов и форели. В Интернете очень мало гидов по дороге и большинство из них реально старые. Я проделал этот путь в июле 2020 и спешу поделиться нюансами, расскажу за бензин и расходы.
Дано: двое взрослых + корги + Лада Веста 1,6 мех + программа «Стрелка» + Яндекс.Навигатор. Найти: нормальную дорогу до Петрозаводска, с нормальными заправками и асфальтом. Большинство ломятся через Вытегру и паромную переправу, потому что там дорога самая короткая (~700 км), но дороги там практически нет, о чем пишут все путешественники. Мы выбрали более глухой вариант, с осмотром природы. Рассказывать буду с расчетом на то, что Вы по этим дорогам ни разу не ездили.
Рассказ начну с Ярославля, через который поедут почти все, кто не поедет по трассе Москва-Питер. Соответственно, наш путь лежал на Вологду по М8. На 1500 рублей заправили 3/4 бака и, заночевав, в 8 утра выехали на окружную ярославскую дорогу. 200 км отличного качества двухполосной трассы с кучей фур и плотным встречным потоком здорово утомляют. И (я не знаю почему) вологодские водители ведут себя очень странно: на перекрестках, не глядя, выползают наперерез, один раз меня даже чуть не протаранили в бок чуть дальше Пречистого. На знаки, видимо, не смотрят из принципа.
В Вологде на окружной дороге залились еще на 500₽ бонусами от Газпромнефти, перекусили горячими френчдогами по 140₽, расправили помятые ягодицы и нацелили навигатор в сторону города Пудож, нашей следующей заправочной станции. Самым длинным перегоном стала дорога до той самой Вытегры, узлового пункта на берегу Онежского озера, 320 км. Дорога тихая, спокойная, машины после Вологды начали пропадать и, спустя километров 50, мы ехали уже практически в гордом одиночестве. И вот тут подстерегла первая подстава: оба указанных приложения перестали видеть камеры! А они были - и в избытке: почти на каждом мосту стоял специфический «скворечник».
Может быть, я сам виноват, потому что «Стрелка» брала базы со speedcamonline, а не из своей БД. Раньше у меня сбоев не было, поэтому и не заморачивался. Так то я все равно шел всю дорогу стабильные 100-105 км/ч, но кто знает... В общем, лучше иметь надежный радар-детектор с GPS; сделаю статью-обзор сразу по приобретении. Экипажей ДПС почти не было, а так любимых в «центре» засад с треногами не встретил ни одной! По дороге до Вытегры можно ради отдыха свернуть на Белое озеро: конца и края не видно, волны плещутся, душа отдыхает.
Родственники друзей, которые живут в Петрозаводске, настоятельно рекомендовали строить маршрут так, как мы в итоге и поехали - через Пудож и Медвежьегорск. Крюк получился около 200 км, но они заверяли, что с учетом убитой дороги и ожидания парома по времени то на то и выйдет. Поверили, поехали. Места глухие, леса-поля, крайне редкие деревеньки. Что порадовало - нет засилья «белых» населенных пунктов, где постоянно сбрасываешь скорость.
В Пудоже на заправке Роснефти пришлось постоять полчаса на жаре в очереди, пока с 16 до 17 часов шла ревизия. Цена, кстати, на полтора рубля больше, чем на остальных заправках этой же фирмы, встреченных позднее. Но бензин был посчитан так, что вариантов не оставалось; так что советую лучше залиться в Вытегре, если выберете эту дорогу. А дальше на пределе сил - дорога вокруг Онежского озера, примерно 350 км и 4 часа пути. В Петрозаводск приехали по трассе Е105 в половине десятого вечера, с языком на плече. Думаю, даже по убитой дороге я явно доехал бы быстрее.
В целом, о «крюке» не жалею: природа исключительная, всю дорогу любуешься озерами, лесами и валунами в этих лесах, оставшихся после ледников. Собственно, заселились, отоспались и с утра были как огурчики. Бензина осталось 1/3 бака, километров на 300. Итого от пустого бака в Ярославле я потратил на дорогу 3000 рублей на АИ-95; дальше плюсуйте расстояние до своего населенного пункта (про питерскую трассу не скажу). Обратная дорога частично по другому маршруту, напишу в следующей статье его как альтернативу и сравнение с текущим.