Вы на канале многодетной мамы. Меня зовут Наталья, и здесь я делюсь своим опытом материнства и женского развития, а иногда просто мыслями.
Уже около 10 месяцев я регулярно собираю удивления на тему дочкиной речи.
Я проанализировала, что же такого волшебного я сделала, пообщалась с подругами, у которых дети в 2 года тоже хорошо болтают, пообщалась с теми, у кого наоборот, дети в почти 3 года только мычат.
Делюсь собранной информацией
Начнём с того, что речь - это не какая-то отдельная штука, для развития которой нужно точечное воздействие и какое-то одно упражнение. Речь - это комплексная история, которая зависит от целого ряда факторов. И чем больше этих факторов влияют позитивно, тем быстрее и качественнее раскроется речь ребёнка.
Итак, некоторые факторы:
1. Адекватный природный уход за малышом
Сюда входит все: от грудного вскармливания и совместного сна до отсутствия подгузников. Для человеческого дитеныша совершенно нормально кушать мамино молочко, спать у мамы под боком, не лежать в пластике и отлаживать терморегуляцию тела без лишних чепчиков, носочков и рукавиц.
И это, как оказывается, влияет в том числе на речь. У всех моих знакомых, кто растил детей в условиях приближенных к естественным, дети в 2 года прекрасно изъясняются.
А вот те, чьи дети все время в подгузах, росли на смеси и/или спали в отдельной кровати с рождения, заговаривают в 3 года и позже.
Для меня это ключевой фактор, база, на которой будет работать все остальное.
2. Физическая активность
Многие не связывают речь и тело, но они ещё как связаны. Даже логопеды для запуска речи рекомендуют добавить физическую активность.
Висеть на турнике, лазать по лестницам, прыгать, бегать, даже просто ходить пешком - все это помогает в запуске речи. В том числе поэтому так важно помогать ребёнку укреплять тело и быть активным.
3. Диалоги с ребёнком, просьбы, вопросы
Ребёнок учится прежде всего подражанием. Поэтому, чтобы он заговорил, важно, чтобы он постоянно слышал речь. Говорите с ребёнком, говорите при ребенке, ведите с ним беседы - все это помогает ему слышать звуки и пробовать их воспроизвести.
Еще важно сначала показывать ребёнку предметы, вещи, действия, называя их, а позже подключать абстрактное мышление ребёнка. Чтобы ребёнок реагировал именно на слова, а не на то, куда и что показывает мама.
Еще одна важная фишка - это говорить ребёнку, что вы его не понимаете, чтобы стимулировать речь. Ведь мамы со временем начинают понимать ребёнка с полувзгляда и даже его мычание ей вполне понятно. Но это плохо для речи. Нет мотивации учиться говорить, потому что ребёнка и так понимают.
4. Понять, что говорящий ребёнок - это круто
Помню дочке было полгода, я читала ей стих про двху баранов и думала о том, как будет здорово, когда мы с ней сможем болтать. Она уже тогда хохотала в ответ и у нас случались первые диалоги из моей речь и её междометий.
И вот у меня всегда была фоном мысль, чтобы дочь разговаривала. Не навязчивая идея, а просто мысль, что это удобно: я смогу её лучше понимать, ей будет проще получать то, что она хочет, мы сможем с ней беседовать.
И это очень помогло в дальнейшем становлении речи.
Да, безусловно, рано или поздно дети начинают говорить. Да, можно сказать, что у всех свои нормы, свое время. И да, есть истории, когда дети начинают говорить после 3 сразу предложениями и все у них хорошо.
Но важно также понимать, что у отсутствия внятной речи в 2-2,5 года есть причины. И появление речи в более позднем возрасте - это не избавление от этих причин...Просто они начинают влиять на что-то другие или на другом уровне.
Материнство - это искусство, которому следует учиться. И оно подразумевает умение прислушиваться к своему ребёнку, понимать, чего ему не хватает, удовлетворять его потребности и направлять его.
Еще интересные статьи:
Это вы искали куклу без половых признаков?
Что общего между деньгами и беременностью
Я весила 81 кг и считала, тчо со мной все хорошо