Найти тему
Finversia

Robinhood: мышеловка или новая реальность?

Более 13 млн молодых людей стали за последние годы трейдерами благодаря уникальному онлайн-брокеру с говорящим для разных культур названием Robinhood. Это произошло благодаря нулевым комиссиям и мега-либеральным условиям при совершении сделок. Однако в последнее время компанию преследуют сплошь неприятности.

Автор: Федор Чайка

Банкротства и суициды

В СМИ всё чаще появляются публикации о крайне опасном способе торговли ценными бумагами, который предоставляет своим пользователям Robinhood. И если ещё недавно об этом писали блогеры, то сегодня уже, к примеру, The New York Times. В начале июля журналисты издания рассказали историю Ричарда Добатсе (Richard Dobatse), медика военно-морского флота США из Сан-Диего, который набрал несколько десятков тысяч долгов для торговли сложными финансовыми инструментами через приложение брокера, и к настоящему моменту фактически обанкротился. Буквально месяцем ранее произошёл другой чудовищный случай, о котором написали СМИ по всей планете: Александр Кирнс, американский студент, покончил жизнь самоубийством, увидев в приложении отрицательный баланс наличности в размере $730000. В предсмертной записке Кирнс написал: «Как вы могли предоставить кредитное плечо в миллионы долларов двадцатилетнему парню без какого-либо дохода?».

13 млн клиентов и миллиарды долларов капитализации

Эти слова Кирнса, собственно, и являются главной претензией общественности к Robinhood: брокер предоставляет доступ клиентам за пределами их риск-профиля. Иными словами, буквально любому новичку предоставляются огромные плечи и доступ к сложным финансовым инструментам. Столь либеральные условия, а также нулевые либо символические брокерские комиссии вознесли Robinhood на Олимп финансовых стартапов. Компания, которая была создана в 2013 году, на сегодня имеет более 13 млн клиентов, а её стоимость приближается к $9 млрд, что ставит её в один ряд самых быстрорастущих единорогов Силиконовой Долины и не только.

В первые три месяца 2020 года объём торгов акциями клиентов Robinhood оказался в 9 раз больше, чем у другого популярного брокера – E-Trade, и в 40 раз больше, чем у Charles Schwab. Другие показатели деятельности Robinhood превышают показатели его ближайших конкурентов в десятки раз.

Ранее удачливого брокера критиковали за то, что компания перепродаёт заявки своих клиентов высокочастотным компаниям. Начиная с этого года – за то, что предоставляет доступ к сложным финансовым инструментам совершенно неподготовленным к этому новичкам. Для российских реалий – где ещё вчера регулятор пытался запретить неквалифицированным трейдерам торговать иностранными бумагами – история вокруг Robinhood звучит одновременно и дико и апофеозом либерализма.

Редакция портала Finversia.ru попросила ведущих финансовых экспертов высказать своё мнение относительно этого феномена. К нашему удивлению, высказанные мнения расположились едва ли не полярно: от категорического неприятия до принятия подобных брокерских практик, правда с некоторыми оговорками. Предлагаем вниманию читателей эти позиции:

Есть ли будущее у подобных практик? Или компания доживает последние дни – в ближайшее время SEC и другие регуляторы закрутят «гайки»?

– Безусловно подобные практики сохранятся и со временем их будет только больше. Это как дешевые бюджетные авиакомпании. Только в этом случае пассажиры понимают за счёт чего такая дешевизна, а в случае с Robinhood инвесторы стараются на задумываться за чей счёт «банкет». А надо бы! И эти события заставят многих любителей дешевого сервиса на бирже прикинуть, что они выигрывают, а что теряют. Что касается регулятора, то это вечная игра в «догонялки», когда вводятся новые строгости, которые со временем тем или иным путём обходятся. Пока есть спрос на дешевые/бесплатные услуги, до тех пор будут те, кто их представляет и кто находит «хитрые» ходы, чтобы покрывать их стоимость и даже зарабатывать, – уверен Исаак Беккер, финансовый советник.

Леонид Делицын, аналитик Финама, считает, что регуляторы «необязательно запретят подобную деятельность» – многое будет зависеть от лоббистских ресурсов инвесторов компании, вложивших в неё $1,5 млрд. По словам эксперта, у создателей компании есть убедительный аргумент к регулятору и Конгрессу: «Вы можете запретить нас, но не китайские клоны. И кто от такого запрета выиграет?”.

– Robinhood – известная мышеловка. Это китч и буффонада от трейдинга. Сложное выглядит как будто бы просто, оставаясь при этом сложным. До тех пор, пока это игра типа монополии за пластмассовые фишки – ни у кого возражений нет. Но в данном случае профанацию продают за реальные деньги – хотя, казалось бы, народ должен быть благодарен за отсутствие комиссионных и по-детски понятный интерфейс. Профанация заключается в том, что прибыльный трейдинг подразумевает самодисциплину и изнурительный анализ объектов инвестиций. Но в данном случае эти ключевые для успеха критерии дисконтируются и даже практически не упоминаются, – называет вещи своими именами Владимир Рожанковский, LIFA, старший аналитик «Гранд Капитал».

Оказывают ли подобные практики негативное влияние на репутацию фондового рынка среди молодого поколения – миллениалов и представителей поколения Z?

Исаак Беккер с данным тезисом соглашается, но напоминает, что современное молодое поколение хочет, чтобы «всё было быстро, красиво и эффектно», но это уже больше похоже на казино: сделал ставку и через минуту или получил выигрыш, или проиграл.

Аналитик Финама соглашается, что Robinhood манипулирует пользователем:

– Но разве не тем же самым занимаются другие интернет-компании – от магазинов до онлайн-университетов? Не «раскручивают» ли они своих пользователей на покупки не слишком нужных гаджетов и курсов? В интернете все делают это.

Каково ваше отношение к практикам, когда компания перепродаёт заявки своих клиентов крупным институционалам?

Владимир Твардовский, руководитель алгоритмической компании, не считает это проблемой, равно как и другие опрошенные нами эксперты:

– Это довольно старая практика, вполне разрешенная на законодательном уровне. В США действует несколько десятков бирж и электронных площадок, где может быть исполнен ордер клиента. И клиенту совершенно без разницы, где он исполняется. Лишь бы был соблюден принцип Best Execution. Многие площадки за заявки, добавляющие ликвидность в рынок, не просто не берут комиссионных, а наоборот, даже доплачивают клиенту. Точно также и дилеры – высокочастотные фирмы, которые стоят между брокером и ECN и имеют свой интерес в потоке заявок неинформированных инвесторов, делятся своими заработками на этом потоке, выплачивая плату брокерам, которые поставляют эти заявки. Делают это практически все брокеры и инвестиционные фирмы, сидящие на клиентских потоках. Условие одно – для клиента сделка должна проходить по принципу Best Execution, и за этим, кстати, присматривает регулятор.

Это крах финансовой модели для миллениалов? Ведь изначально нулевые комиссии преподносились как модель для миллениалов, у которых нет денег.

Исаак Беккер не видит краха, а видит «начало пути для нового компромисса между интересами дешевых/бесплатных брокеров и молодых частных инвесторов».

А Леонид Делицын предлагает взглянуть на проблему с другой стороны:

– Полгода назад этот же персонаж – который медик и который обанкротился – мог бы фигурировать в репортажах в виде визионера, который не побоялся воспользоваться инновационной услугой и заработал миллион.

Эксперт подчёркивает, что такие брокеры, Robinhood обращаются не к «скупому и бережливому, который хочет коротать старость на пляже во Флориде, а к тем, кто хочет на пляж уже в ближайшие два года»: тех, кто хочет быстро разбогатеть, чужие неудачи не смущают.

– Заслуга RobinHood состоит в поиске новой модели заработка на алчности и бесстрашии молодых людей. Банки это учтут и постепенно начнут оказывать брокерские услуги по новой модели. Поэтому под угрозой находится, скорее, бизнес-модель крупных независимых онлайн-брокеров. Вполне возможно, что в ближайшие годы они будут поглощены в качестве полезных компонентов экосистемами крупных банков.

Перейти на сайт Finversia.ru

Смотреть канал Finversia YouTube