Каждый родитель желает воспитать своего ребенка хорошим человеком и положительным членом общества. Мало кто задумывается над тем, что собственный пример играет определяющую роль в этом процессе.
Какие бы ни были предприняты старания, не всегда итоги воспитания оказываются положительными. Ребенок "может пойти по наклонной", стремясь самовыразиться, выразить протест или отражать поведение самих родителей. Так, происходит развитие отклоняющего от социальных норм поведения. Оно носит название девиантного.
Характеристики девиантного поведения
Девиантное поведение выступает в качестве одной из форм социального поведения, которое не соответствует общепринятым нормам и ценностям, социально неприемлемо в определенном обществе. Девиантное (иными словами, отклоняющееся или асоциальное) поведение может привести к изоляции человека, его принудительному лечению, исправлению или наказанию (как уголовному, так и в форме административного штрафа).
По сути, девиантное поведение выражается в поступках человека. Они противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в обществе, в котором индивид проживает и стремится вести свою деятельность.
Характерными показателями проявления девиантного поведения являются:
· Аномальное поведение развивается у личности в тот момент, когда нужно следовать особенно важным моральным принципам социума;
· Нанесение ущерба, развивающегося постепенно, но охватывающего широкий спектр объектов. Первоначально личность наносит ущерб себе – развивается аутоагрессия, затем вред наносится окружающим людям, и в итоге переносится на неживые объекты материального мира;
· Недостаточно развитая социальная адаптация личности приводит к развитию ее проблем с самореализацией. Личность становится неспособной к адекватному участию в жизни социума, нарушает его нормы и ценностные ориентации;
· Подростковый возраст. В этот период происходит развитие отклонений в поведении, проявляющихся в различных аффектах и импульсах, неадекватных реакциях, длительные и многократные повторения нестандартных реакций на обыденные вещи.
К основным формам девиантного поведения следует отнести преступные действия, а также алкоголизм, наркоманию и проституцию. Суицид – это также форма отклоняющегося поведения, а в целом все они объединены тем, что отражают психическое нездоровье человека, которое может отразиться на состоянии всего общества.
Исследователи отмечают, что связь между всеми формами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует аморальное поведение, которое человек воспринимает как нормальное в соответствии с его мировоззрением и психическим состоянием.
В исследованиях девиантного поведения очень важную роль отводят изучению его мотивов и его ключевых причин, о которых мы подробнее поговорим в следующей части нашей работы.
Девиантное поведение определяется не только личным выбором самого человека: оно также в значительной мере определяется недостатком воспитания, приводящим к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Для человека они кажутся совершенно нормальными, так как в его мировоззрении уже сложились определенные нормы и видение тех или иных ситуаций, поэтому ему довольно сложно воспринимать те нормы и ценности, которые сложились в целом в обществе.
Причины и мотивы асоциального поведения
По сути, отклоняющееся поведение имеет очень сложную природу. Она обусловлена различными факторами, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием также большого количества факторов, к числу которых относятся:
1. Наследственность. Воспитание в рамках семьи накладывает большой отпечаток на то, как себя ведет человек в будущем. Это значит, что первичная социализации обладает очень сильным влиянием, и от нее зависит благополучие человека, возможности его развития и становления как личности в более зрелом возрасте;
2. Среда проживания человека. Она формирует личность человека, поскольку определяет его менталитет и возможные стереотипы, которые влияют на его мировоззрение. Также очень важно то, проживает ли человек в рамках сельской местности, или на территории большого города (мегаполиса). От этого будет зависеть его мироощущение, мировосприятие, стремление добиться чего-либо в зависимости от личных интересов и возможностей;
3. Собственная практическая деятельность человека – его профессиональный статус, роль в жизни общества. Деятельность человека определяет его мотивы и цели, а также возможности их достижения (законным или неправомерным путем).
Среди факторов, которые определяют девиантное поведение человека, также выделим несколько наиболее значимых.
Во-первых, биологические факторы – это те факторы, которые отражаются в существовании неблагоприятных физических и анатомических особенностей человека. Они могут в некоторой степени затруднять жизнь человека, его социальную адаптацию. Речь идет о тех факторах, которые требуют коррекции, в том числе медицинской: генетические факторы, психофизиологические и физиологические отклонения.
Второй вид факторов – психологические. Они включают в себя наличие у человека в раннем возрасте психопатии или отклонений в отдельных чертах личности и характера. Отклонения могут отражаться в психических заболеваниях, серьезных заболеваниях нервной системы, пограничных состояниях и неврастении, при которых человек не может до конца адекватно оценивать свои поступки, и поэтому совершает множество противоправных действий. Такие люди легковозбудимы, их достаточно просто спровоцировать на неправомерные действия, которые могут закончиться увечьями или убийством.
Деструктивное девиантное поведение возникает в связи с тем, что человек сам себе наносит вред, нарушая всевозможные правила поведения и жизни. Они не соответствуют нравственным и социальным нормам, поэтому отличаются конформизмом, накопительством и мазохизмом. Асоциальное поведение причиняет вред и личности, и социальным общностям. К ним может относиться семья человека, его друзья, коллеги по работе или простые прохожие, которые случайно оказались в поле зрения человека.
Причины противоправного поведения чаще всего заключаются в том, что человек стремиться заполучить что-либо незаконным путем. Иногда ему лень добиваться успеха добропорядочным естественным путем, он не хочет тратить время на самосовершенствование, воспитание своего характера, не стремится становиться лучше. Это приводит к тому, что он пользуется любыми способами, только не теми, которые в действительности могли бы каким-либо образом благотворно повлиять на его жизнь. Он может организовывать противоправную деятельность, совершать поступки, которые полностью отрицают общие нормы и ценности, лишь бы скорее и без особых усилий добиться желаемого результата. Отсюда следует вывод о том, что девиантное поведение человека может развиваться по причине его внутреннего конфликта, психических отклонений, а также по причине того, что он не хочет добиваться желаемого результата, используя для этого традиционные методы и формы поведения. Девиация таким образом – не только причина, но еще и следствие ненормального образа жизни.
Профилактика девиантного поведения
Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?
Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.
Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.
Профилактика девиантного поведения включает два направления:
- Меры общей профилактики- вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. .
- Меры специальной профилактики - возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.
Профилактика девиантного поведения должна носить комплексную направленность. Важно, учитывать специфику развития конкретного ребенка и проявления его социальных проблем. Диагностика его семьи и условий жизнедеятельности, также играет немаловажную роль. Эмоциональный компонент личности, формируемый в семье имеет важный воспитательный потенциал и оказывает решающее профилактическое значение.