Бесконтактная экономика
К 2050 году 68% населения будут жить в городах (сейчас в них живет половина мирового населения), прогнозирует ООН. В России, по данным Росстата на 1 января 2020 года, в городах проживали 74,6% населения. Прирост за пять лет составил 0,6 п. п.
Жизнь в городе обусловлена регулярными тесными контактами с окружающими объектами – передача различных предметов через тысячи рук, ежедневное сокращение личного пространства человека. Поэтому важность бесконтактного взаимодействия растет сама по себе. Пандемия коронавируса только усилила этот тренд.
В топ самых грязных предметов, с которыми людям приходится соприкасаться ежедневно, входят наличные деньги, мобильный телефон, руль автомобиля, ручки дверей, тележки в супермаркетах, а также кнопки лифта и клавиатуры банкоматов. Любопытно, что жители городов-миллионников стали чаще использовать наличные – в июне 2020 года это делали 57% опрошенных, в то время как в апреле эта цифра составляла 48%, следует из результатов опроса Ipsos Adapt!. Вероятно, это связано с тем, что не все сервисы доставки могут выдать курьерам терминалы для оплаты. Еще одна возможная причина – не все пользователи готовы вносить предоплату онлайн.
Сегодня социальная дистанция и минимум прикосновений к чему-либо вполне отвечают потребностям современного горожанина. Вполне вероятно, что и после пандемии бесконтактная экономика продолжит влиять на развитие технологий, коммуникацию компаний с потребителями и станет показателем социальной ответственности бизнеса.
Роботизация
Зарубежные издания Politico, BBC и Deutsche Welle выяснили мнения футурологов по поводу постпандемического будущего. Эксперты концентрируют внимание в основном на позитивных изменениях в жизни. Одно из таких – увеличение темпов роботизации.
BBC выяснило, что со стартом пандемии в мире вырос спрос на автономные аппараты по уборке и санитарной обработке помещений и территорий. Датская компания UVD Robots, которая производит автоматизированные приборы для ультрафиолетовой дезинфекции, уже поставила тысячи таких роботов в больницы по всей Европе и Китаю.
Многие рестораны и продуктовые магазины тоже начали обслуживать клиентов без прямого контакта с ними. Футурологи прогнозируют, что такая практика будет только расширяться. Это означает, что в магазинах и заведениях общепита станет меньше посетителей, и как следствие – меньше обслуживающих их работников.
В логистических центрах, несмотря на ограничительные меры в период карантина, невозможно было соблюдать социальную дистанцию. На помощь снова пришли роботы. К примеру, компании Amazon и Walmart уже опробовали автоматизированные линии по упаковке, сортировке и доставке товаров.
Но от роботизации выигрывают не все: многие работники, которых сменили машины, потеряли работу. Это наводит на мысль, что причины таких инноваций – не только борьба с коронавирусом, но и экономия производственных расходов. К тому же роботы не болеют.
По материалам сайтов pro.rbc.ru, rus.tvnet.lv
Читайте другие дайджесты социологических исследований на сайте проекта коронаФОМ
Авторы: Алина Соболевская