Невозможно представить лето без таволги, также широко известной в России как лабазник. В самое знойное время года её пьянящий аромат наполняет заболоченные низины и берега лесных рек, где воздух подрагивает от поднимающихся испарений и звенит от обилия кровососущих насекомых. Последних, кстати, таволга имеет свойство отпугивать, но не очень эффективно.
Согласно древней красивой легенде таволгу впервые обнаружили на острове Кипр, в том месте, где из морских вод вышла на землю Афродита. Рожденная из морской пены, богиня предстала перед жителями острова одетая лишь в кружева из пены. В тех местах, куда падала пена с её тела, через некоторое время выросла эта трава с необычайно ароматными соцветиями.
На латыни таволга именуется Filipendula. Название происходит от слов "filum" – "нити" и "pendulus" – "свисающий". Дело в том, что у таволги корневые клубни висят на характерных нитевидных корешках. Как некоторые авторы в сети находят в этом слове корни "philia" – "любовь" и "hippos" – "лошадь", для меня остаётся загадкой. Впрочем, лошади действительно очень любят таволгу. Для них её молодые побеги – настоящее лакомство. Зачастую животные отыскивают их даже под толстым слоем снега.
Безусловно, любовь лошадей к таволге не могли не заметить тюркоязычные кочевые племена, представители которых проводили бок о бок с этими животными всю свою жизнь. Часто уставших всадников, отпустивших поводья, лошади сами приводили к зарослям таволги. В степи это имело важное практическое значение. Дело в том, что таволга предпочитает произрастать во влажных местах – на берегах рек и водоемов или там, где неглубоко залегают грунтовые воды. Если вдруг посреди степи встречается даже небольшой островок таволги – значит, рядом вода. Даже если её нет на поверхности, можно смело начинать копать колодец – вода будет неглубоко. Таким образом, островок таволги, встреченный в степи, означал близкий привал. Пока лошади лакомились ароматными побегами, всадники могли утолить жажду и заварить себе целебный травяной чай из душистых цветов.
Возможно, отчасти именно поэтому для кочевников таволга давным-давно стала растением не только полезным, но и культовым. А в степях возникло целое явление, которое современные учёные называют "культом таволги": это растение окружал мистический ореол, оно участвовало практически во всех религиозных и магических обрядах.
Одно из самых ярких проявлений "культа таволги" – изготовление из стеблей растения рукоятки для камчи, традиционной плётки многих кочевых народов. Для этого стебли таволги очищались от коры и особым образом сплетались. На воздухе очищенные стебли буквально на глазах приобретали кроваво-красный цвет. Это теперь мы, знакомые с химией, знаем, что изменение окраски вызвано окислением дубильных веществ, содержащихся в таволге. Но для наших предков такая "трансформация" могла быть ещё одним поводом для возникновения вокруг таволги мистического ореола. Считалось, что пропитанная конским потом камча с таволжаной рукояткой отпугивает нечистую силу и служит для своего хозяина своеобразным оберегом.
Впрочем, некоторые современные исследователи видят в появлении камчи с рукоятью из таволги и сугубую практичность наших далеких предков. Дело в том, что таволга содержит большое количество веществ, обладающих обезболивающим и противовоспалительным действием. Кожа на ладонях всадников, истертая поводьями и иссушенная степными ветрами, зачастую была покрыта микротрещинами. Под влиянием пота активные вещества таволги поступали в кровь, из-за чего прикосновение к рукояти камчи могло снимать докучливую боль. При этом стоит отметить, что измотанный долгим физическим напряжением всадник должен был чутко реагировать и на тонизирующие свойства соединений, содержащихся в растении.
Лекарственные свойства таволги обусловлены высоким содержанием в ней аскорбиновой и салициловой кислот. В связи с этим таволга обладает мощнейшим антибактериальным и противовирусным действием, быстро снимает боли различного характера. Настой таволги в народной медицине многих народов был первейшим средством чуть ли не при любых заболеваниях. Не без оснований его применяли даже при алкогольных отравлениях и укусах ядовитых змей. Среди девушек считалось, что отвар из таволги усиливает рост волос, делает их более пышными, здоровыми и блестящими. Экстракт таволги и поныне входит в состав различных натуральных косметических средств, регенерирующих кожу. Ежегодно в мире потребляется более 80 миллиардов таблеток аспирина, и мы зачастую даже не задумываемся, что его название происходит от словосочетания "acidi spirici", то есть, "кислота, выделенная из спиреи". Таволгу долгое время относили к роду спирея и лишь недавно выделили в отдельный род.
Вкусовые свойства таволги исстари ценились ничуть не меньше лечебных. При заваривании ароматного чая помимо соцветий в ход шли и листья, и стебли, и даже семена растения. Кочевые народы коптили на дымящихся стеблях таволги конину и баранину – это придавало мясу неповторимый аромат. На дыму от таволги коптили и сабу – мешок для кумыса. Копчение сабы впоследствии придавало напитку особый аромат. На Руси соцветия таволги примешивали для аромата к пиву и медовухе, таволга входила в состав многих видов традиционных сбитней. Веточки растения использовали для ароматизации жилья и предметов одежды. Таволга – замечательный медонос. Мёд с неё получается очень насыщенным и ароматным, а жители некоторых стран Южной Европы до сих пор называют таволгу "медовой травой".
Влияние таволги на обряды самых разных народов сложно переоценить. Из её прутьев изготавливали колотушки для бубнов сибирские шаманы. А удмуртские шаманы, туно, во время совершения обрядов держали в правой руке нагайку с таволжаной рукояткой – она служила оберегом от козней злых духов. Чуваши при погребении клали в правую руку покойника, под рукав, палочку из таволги, которую называли туполха. При этом было принято приговаривать следующие напутственные слова: "Вот тебе таволожный посошок, чтобы было удобно ходить!". Прутики таволги археологи находили и во многих древних захоронениях других культур.
Таволга упоминается в алтайском эпосе "Когутэй", в котором традиционный алтайский шаманизм причудливо переплёлся с культурным влиянием Монголии, Тибета и, косвенно, Ирана. В одном из фрагментов эпоса главный герой, Бобрёнок, достает из-под её корней ташаур араки – кожаный сосуд с водкой из молока:
"Бобрёнок на черную гору со ста водопадами
По белым ущельям поднялся,
Из-под растущей там березы
Красную китайскую чашечку достал,
Из-под корней таволожника
Один ташаур араки достал..."
В некоторых пересказах эпоса об Алпамыше главный герой использует таволжаный лук. Киргизские врачевательные заговоры содержат призыв к духу болезни оставить больного и переселиться в таволгу. У скифов культ таволги был связан с почитанием земных сил плодородия. Со словом "таволга" связывают происхождение топонима Тобол – ещё Василий Никитич Татищев отождествлял его с казахским "тобылгы" и татарским "тубылгы".
Таволга упоминается в чём-то шаманистской по своему содержанию книге гаданий "Ирк битиг" – древнетюркском литературном памятнике, который предположительно датируется ещё IX веком:
"Говорят: из одной таволги получилось сто! Из ста таволог стала тысяча! Из тысячи таволог стало десять тысяч. Так знайте: есть в этом выгода. Это хорошо".
Упоминается таволга и в древних новгородских былинах о Садко, которые были сложены ещё до присоединения Великого Новгорода к Московскому княжеству:
"Говорит Садко-купец, богатый гость:
"Видно, царь морской требует
Живой головы во сине море.
Делайте, братцы, жеребья вольжаны,
Я сам сделаю на красном на золоте.
Всяк свои имена подписывайте,
Спускайте жеребья на сине море:
Чей жеребий ко дну пойдет,
Таковому идти во сине море".
Вольжаный – то есть, таволговый, сделанный из древесины таволги. Примечательно, что даже на купеческом корабле нашлось достаточно ветвей таволги, чтобы сделать палочки для жеребьевки на всю команду.
Урал – это не только горы и камни. Это ещё и очень красивая, в чём-то уникальная природа. Поэтому на моём канале время от времени появляются публикации, подобные этой. К примеру, я уже писал об уральских первоцветах, о цветах, которыми наши предки украшали традиционные венки в ночь на Ивана Купалу, а также о той красоте, которую, как и цветущую таволгу, можно увидеть в уральской тайге в самой середине лета. Если вас заинтересовала эта публикация, обязательно ознакомьтесь и с другими!