Всем доброго Аудиофильского!!!
Часто бывает, что и инженры путаются, говоря, что тембрлок и уж тем более эквалайзер - это вердно для музыки. И мы Аудиофилы тоже путаемся, говоря, что тембрблок и уж тем боле эквалайзер - это вредно для музыки. Но, при этом, мы ничего не имеем против Тонкомпенсации. Хотя она она тот же тембрблок.
Давайте разбираться.
1. Что такое Тонкомпенсация и Кривые Равной Громкости.
Как-то так вышло, что еще давным давно, еще во времена механического Аудиофильсва века этак 17-го, было замечено, что разная громкость звучания органа, по-разному воспринимается. Вот инженер вроде бы все настроил правильно. Вроде бы все как надо. А вот берет он ноты потише отключив половину труб - а оно опа, и где блин басы??? А почему пронзительный яркий звук на вч превратился в гнусавый и писклявый? Все же по формулам настроено. Отдельно каждая труба проверена и выверена. Что происходит???
Стали исследовать. Орган-то делать надо. Заказчик то требует. А там ведь не тот заказчик, которого можно смело обмануть, и подусунуть ширпотреб, и пусть сам разбирается. Не тот, совсем другого уровня заказчик - он все видит!!!
И вот инженеры стали искать причины. Придумали различные способы измерения звукового давления. И оказалось, что оно изменяется пропорционально. Т.е. без искажения АЧХ. Все ровно убывает согласно формулам, и никаких нарушений нет. Но почему же тогда звук меняется?
И тут возникла идея поизучать человека. Начали ставить над ним эксперименты, гоняя проверенные "по приборам" сигналы издаваемые Органом. И оказалось, что это его уши реагируют по-разному. Это в них АЧХ на разной громкости разная.
Поизучали вопрос дальше, и вывели график кривых равной громкости.
фото из сервисов Яндекс.Картинки со ссылкой сюда https://ppt-online.org/136679
Немножко данных для анализа графиков. Над каждой кривой изображены некоторые цифры. По середине изображения. Это уровень громкости в Фонах. Фон в переводе с греческого Звук(есть вариант с переводом - Голос)... Т.е. когда мы говорим магнито-фон мы по сути говорим что это магнито-звук, когда говорим электро-фон - электро-звук. Теле-фон... И тд...
Этот же термин, внимание, в музыке, в ее теории, к инженерии имеющей мало отношения - используется для определения уровня громкости. Так вышло, что с децибелами он пересекается на частоте в 1 кГц. А вот на других частотах, например на на 50 Гц, для получения громкости в 20 фон нужно будет раскачать аж 45 дб, при том что на 1 кГц было 20 дб, а на 16 кГц придется делать 30 Дб.
Вывели этот термин как раз после испытаний человека в Органной Среде.
В результате данных исследований, иногда можно видеть, как органист вроде бы играя в одном "Тембре" одно произведение активно перебирает настройки регистров. Теперь вы знаете зачем. Он таким образом корректирует Ачх под разную громкость различных нот. Но не ту АЧХ что у органа - а ту, что у ушей человека.
2. Воторое рождение Тонкомпенсации
Но все стало сложнее, когда стали делать качественную акустику, усилители и магнитофоны с винилом и прочими источниками. Вдруг оказалось, что рок группа хорошо звучащая на приличной, но не очень кофмортной для повседневных дел громкости, сильно сдает свои позиции при попытке ее убавить.
Если мы проанализируем графики, то видно что более менее линейно наши уши рагируют на музыку в дипазоне от 60 - 110 фон. А мирная речь это 40 дб(а т.к. 1 кГц это в общем основа речевого диапазона то и 40 фон) Но тогда музыка начинает даже в самом тихом состоянии явно ее заглушать.
И тут-то один пронырливый инженер, вычитал в учебнике по музыкальной теории про кривые равной громкости.
История гласит что он не был Инженером-Антиаудиофилом. Ему хватило и ума и смелости, поизучать родственную звуковоспроиводящей электронике науку. Такое смелое отношение к усилителям и колонкам доступно далеко не всем инженерам. Многие дальше одного учебника по УНЧ нос не суют. А этот сунул.
Мало то, что сунул, так еще и попробовал сделать. Взял тембрблок да пассиком от маФОНа соединил крутилки так чтобы они с некоторым передаточным коэффеициентом крутились. И о чудо. Музыка и на более низкой громкости звучит полноценно!!!
Дальше он конечно схему модицифировал. Но схемотехнически там как были цепи тембрлока что на нч, что на вч, так они там и остались. Это те же же тембры, только крутятся автоматически вместе с ручкой громкости. И ничего более. Но зато теперь громкость убавлять стало приятнее.
3. Но у всех ли одинаковые уши?
И тут возникает вопрос. А как выбраны эти кривые? Как они исследованы? На сколько усреднены? И не менее важно - а на сколько вообще у них предел регулировки. Ведь согласно графикам у нас даже порог чувтвительнсоти(слышимости) по басу такой, что соседям в час ночи мало не покажется. Это же мы убавили так, что музыка едва едва звучала, а она басами то все равно наваливает?
Вот именно. Вопрос как же эти графики реализованы? Проверить просто. Ставим громкость на минимум и следим на столько басовики в колонках двигаются. Если не двигаются значит график реализован частично.
И это логично. Реализация этой функции другая.
Но все таки вернемся к ушам. Если они у всех разные как быть? Можно ли вообще относиться к ушам всех людей как к одинаковым?
Это еще более актуально в вопросах стереопанорамы. Многие Инженеры-Антиаудиоифилы знающие теорию считают, что центральный динамик в Домашнем Кинотеатре даром не нужен. Что это проделки маркетологов и т.д. Но так или это? Или у разных людей разное восприятие звука по центру? Особенно у детей и взрослых?
Нет, вы меня простите, но с чего вы взяли что там все универсально? Это ведь как пардон размер груди у девушек... Я чего именно его то приплел? По нему сразу понятно, что у всех все по-разному, и при этом мы мужки очень очень внимательны к этому различию...
А с ушами нам значит пофиг? Так вот там тоже все по разному!!! Хотите я привлеку ваше внимание к ним ничуть не меньшее, чем к груди?
Все просто! Курс физиогномики гласит, что чем выше уши относительно линии глаз, тем выше интеллект. И есть еще версия, что ракушки ушей это радиаторы процессора, что головным мозгом назван. Чем крупнее тем процессор мощнее. Т.е. чем крупнее уши и чем выше они над линией глаз тем выше интеллект.
Давайте посмотрим на несколько фоток известных Людей.
Перед нами Владимир Александрович Котельников. Хорошо известный Аудиофилам своей Теоремой.
Что мы видим? Огромные уши!
Далее...
фото отсюда https://www.dailypress.net/obituaries/2017/04/harold-jim-nyquist/
Перед нами Гарри Найквист - не менее известный Аудиофилам дядечка.
И тоже УШИ!!!
Далее
фото из сервися Яндекс.Картинки со ссылкой сюда https://www.brainpickings.org/page/233/
Клод Шеннон - человек не менее известный в Аудиофильских кругах, так еще и придумавший термин БИТ, как единицу передачи информации.
И снова УШИ!!!
фото остюда https://zen.yandex.ru/media/mspapa/byl-li-masaru-ibuka-prav-5d8dd4905d6c4b00adb2db81
На этот раз Масару Ибука, один из основателей комании Sony. Именно он был первым покупателем самой большой партии транзисторов в Силиконовой Долине.
фото отсюда https://techbox.dennikn.sk/temy/znacky-canon-pestra-historia-sucasnost-japonskeho-fotogiganta/
Горо Йошида - основатель компании Canon
Билл Гейтс - в представлениях не нуждается!
фото остюда https://biecom.ru/blog/pochemu-prezentaczii-tima-kuka-ne-vyzyvayut-voshishheniya/
Стив Джобс - и тоже в представлениях не нуждается.
А вот случай когда система охлаждения компактная, но уши ощутимо выше линии глаз
Павел Дуров - Человек который не парится, но делает пробивные прогрессивные технлогии!!! Ушел из ВК и тут же новую, еще более популярную платформу создал.
фото остюда https://yandex.ru/
А вот еще один дядечка с ушами явно выше линии глаз. Это Аркадий Юрьевич Волож. Основатель Яндекса.
А теперь идем на сайт с видосиками смелых девченок... И что видим? У девушек почти поголовно маленькие ушки, ощутимо ниже глаз, а у парней наоборот - большие и продвинутые... По-другому данная видео-индустрия не работает!
4. Ну что стали внимательнее к ушам человека?
По хорошему тонкомпенсацию нужно настраивать следующим методом:
1. Выставили громкость на которой у вас все комфортно и как надо звучит без нее.
2. Убавили громкость до комфортного уровня.
3. Включили тонкомпенсацию.
4. Подкрутили уровень баса и уровень верха до комфортного звучания
5. Замазали клеем крутилки настроек.
6. Подумали об окружающих
7. Отодрали клей
8. Сфоткали положения крутилок
9. Попросили ближайшего окружающего повторить первые 4 пункта.
10. Сфоткали полученные настройки
11. Сравнили фотки.
12. Повторять на разных людях до полного понимания, что уши у всех разные.
Из этого следует, что усредненные кривые равной громкости - это конечно хорошо, и добавляет некоторого комфорта, но все таки требует более внимательного подхода, и вероятно более смелого отношения к наличию в доме эквалайзера!!!
По этой же причине возникают многие различия в восприятии звука разными людьми, кторые противоречат идее универсальных колонок для всех. Один слыжит и громкие и тихие звучки так как задумано, а другой громкие то слышит так же как и звукорежиссер, а вот тихие у него с явным нарушением тональности.
И Инженеры-Аудиофилы об этом знают, и делают порой усилители, которые исправляют именно эти моменты.
Спасибо, что дочитали!!!