Знаете ли Вы, что риск инфицирования COVID-19 заметно выше в высоко феминизированных профессиях? Вы лично точно знаете, какие ЦУР относятся к гендерной проблематике? Известно ли Вам, сколько глобальных целей в области устойчивого развития требуется достигнуть к 2030?
Как известно, ситуация вокруг быстро распространившейся коронавирусной инфекции оказалась самой настоящей глобальной угрозой безопасности для национальных систем здравоохранения. В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) объявила COVID-19 чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения, вызывающей международную озабоченность. Важно отметить, что данное положение дел подчеркивает особую социальную значимость форсирования прогресса по целям Повестки дня в Области Устойчивого Развития на период до 2030 года (далее - ЦУР), особенно цели №3, которая призывает национальные правительства к активизации работ в части совершенствования систем раннего предупреждения глобальных рисков для здоровья, а также к уменьшению этих рисков до приемлемого уровня. Очевидно, что пандемия по-новому высвечивает необходимость масштабного расширения международного сотрудничества для достижения ЦУР-3. При этом сложившаяся ситуация также показывает и то, что подобные чрезвычайные ситуации в области здравоохранения могут усугубить с трудом достигнутый прогресс не только ЦУР-3, но и оставшихся 16 ЦУР.
В рамках настоящей публикации основное внимание будет уделено последствиям COVID-19 в части достижения ЦУР №5 и №8, которые касаются гендерного равенства и экономического роста (достойная работа в том числе) соответственно. Обе цели тесно взаимосвязаны, особенно в контексте сложившейся ситуации.
На сегодняшний день набирает популярность предположение, что риск инфицирования COVID-19 заметно выше в высоко феминизированных профессиональных видах деятельности. Общеизвестно, что во всем мире женщины в среднем составляют 70% работников здравоохранения и социального обеспечения[3]. Более того, они чаще всего являются передовыми медицинскими работниками, в частности, медсестрами, акушер-гинекологами и общественными медицинскими работниками. Например, последние данные по всему миру показывают, что подтвержденные случаи заболевания женщин-медицинских работников COVID-19 в 2-3 раза выше, чем у их коллег-мужчин[3]. Следовательно, необходимо принимать более эффективные защитные меры для обеспечения здоровья и безопасности для женщин-медицинских работников.
Насколько известно, переоценка профессиональных рисков вследствие COVID-19 не проводилась ни на глобальном, ни на национальном российском уровне, вместе с тем, риск заболевания среди профессий, требующих тесного контакта с другими людьми, по общему правилу, заметно выше. Например, угроза заражения COVID-19 среди социальных и медицинских работников, осуществляющих длительный уход за детьми и пожилыми людьми, а также среди педагогических работников заметно выше, чем у программистов. Не секрет, что эти виды работ преимущественно представлены представительницами прекрасного пола и являются низкооплачиваемыми. К сожалению, тяжелая экономическая ситуация еще и вынуждает многих продолжать работать, несмотря на повышенный риск заражения для них самих и их семей.
Данные из 121 страны (без Китая и Индии) подтверждают, что более высокий риск инфицирования COVID-19 наблюдается в высоко феминизированных профессиональных видах деятельности[6]. Причем оценка профессионального риска основана на следующих двух параметрах: количество контактов с другими людьми и подверженность болезням и инфекциям. Согласно полученным результатам, выделяются топ-2 профессии с самым высоким профессиональным риском инфицирования COVID-19, как-то: медицинские работники и работники индустрии красоты и личной гигиены[6]. Это в высшей степени феминизированные профессии, в которых женщины составляют по меньшей мере 70% всех работников. Другими высоко феминизированными профессиями с высоким уровнем профессионального риска COVID-19 являются педагоги и в целом сфера услуг[6].
Согласно данным статистики, женщины, как правило, зарабатывают меньше и имеют менее надежное рабочее место, чем мужчины. В связи с реализацией правительственных решений о приостановке работы предприятий во время пандемии женщины, занятые в неформальном секторе, стали свидетелями резкого снижения трудовых доходов. Подсчитано, что в течение первого месяца кризиса занятые в неформальном секторе во всем мире потеряли в среднем не менее 60% своего дохода[5].
Отметим, что работники, работающие на дому (далее - надомники), независимо от того, работают ли они официально или неофициально, особенно уязвимы перед лицом кризиса COVID-19, так как система мер поддержки и гарантий в отношении надомников менее эффективна, поэтому они сталкиваются с еще большими трудностями и в подавляющем числе случаев не защищены от риска выпадающих доходов. В исследовании 2015 года Международная организация труда (далее – МОТ) подсчитала, что 75% надомников во всем мире заняты в неформальной сфере[4]. Например, в Бразилии, 39% надомников были уволены с работы без получения компенсации в условиях COVID-19[1].
Кроме того, женщины во всем мире выполняют почти в 3 раза больше неоплачиваемой работы по дому, чем мужчины. Недавнее исследование, проведенное консалтинговой компанией BCG с участием Франции, Германии, Италии, Соединенного Королевства и США показало, что работающие женщины в среднем выполняют на 15 часов больше в неделю неоплачиваемой домашней работы по сравнению с мужчинами[2]. В условиях самоизоляции мужчины, как сообщается, вносят больший вклад в эту работу, но большая часть работы по-прежнему приходится на женщин. А если это матери-одиночки, которым просто не с кем и не на что разделить бремя домашних забот?!
Неизбежность вынужденного постоянного неустойчивого балансирования между работой и семьей сказывается и на психологическом состоянии женщин, в конечном итоге. В ходе недавнего опроса IPSOS в Соединенных Штатах 32% женщин сообщили о том, что они заметно сильнее страдают от тревоги в результате COVID-19 против 24% среди мужчин[7]. Американский опрос IPSOS также выявил больший процент страдающих от бессонницы среди женщин в результате COVID-19, 22% по сравнению с 13% для мужчин[7]. Аналогичным образом, опросы в Китае и Гонконге показали, что женщины чаще, чем мужчины, страдают от тревоги, связанной с COVID-19.
Можно предположить, что вследствие COVID-19 участие женщин в политической жизни также заметно снизится, так как первостепенное внимание, по общему правилу, женщины уделяют домашним заботам, что, в свою очередь, может впоследствии сказаться на результатах достижения ЦУР №5 (гендерное равенство). Несмотря на то, что в настоящий момент нет достаточных данных о связи между пандемиями и демократическим участием, однако феминистская наука уже давно указывает на то, что бремя домашней работы ограничивает социальную вовлеченность женщин и их способность участвовать в демократической политике.
Следовательно, как для борьбы с пандемией, так и для восстановления после нее очень важно уделять особое внимание обеспечению долгосрочного гендерного равенства. Необходимо совершенствовать меры социальной и экономической поддержки, учитывающие дополнительную нагрузку на женщин вне дома и в семье. Следует признать, что разворачивающийся кризис угрожает отрицательно повлиять даже на те достаточно скромные достижения в области гендерного равенства на рынке труда, что усугубляется потерей времени, посвященного неоплачиваемому уходу и домашней работе, а также ограничениями равного участия женщин в рабочей силе. Наконец, коль скоро риск потери рабочего места среди женщин заметно выше, чем среди мужчин, следовательно, гендерно ориентированная реакция на экономические последствия кризиса, вызванного COVID-19, требует большей поддержки женщин на рынке труда, особенно в тех секторах, где женщины составляют большинство трудящихся, и для тех, кто работает в неформальном секторе.
Автор: Анастасия В. Филатова
Шеф-редактор: Надежда В. Макогонова
[1] Коронавирус в Бразилии: 39% работодателей увольняют работников по найму без оплаты во время пандемии, отмечается в исследовании / BBC Brazil. 22.04.2020. URL: 39% dos patrões dispensaram diaristas sem pagamento durante pandemia, aponta pesquisa (дата обращения: 19.07.2020)
[2] Easing the covid-19 burden on working parents / BCG. 22.05.2020. URL: https://clck.ru/PmP3C (дата обращения: 19.07.2020)
[3] COVID-19 and healthcare workers / Global Health 50/50. 09-21.04.2020. URL: Healthcare workers (дата обращения: 19.07.2020)
[4] ILO global estimates on migrant workers: results and methodology / ILO. Labour Market Bulletin. 2013. URL: https://clck.ru/PmPRv (дата обращения: 19.07.2020)
[5] As job losses escalate, nearly half of global workforce at risk of losing livelihoods / ILO. 29.04. 2020 (дата обращения: 19.07.2020)
[6] These occupations are dominated by women / ILOSTAT Blog. (дата обращения: 19.07.2020)
[7] More suffering from under exercising, anxiety than other health concerns due to COVID-19: Poll / IPSOS 25.05.2020 (дата обращения: 19.07.2020)