Найти в Дзене
нина афонина

Формирование гендерного поведения в неполной семье

Воспитание ребенка является сложным и многофакторным процессом. Его итоги зависят, как от самого ребенка, так и от его родителей. Особенно это касается неполных семей. Отсутствие одного из родителей приводит к различным проблемам бытового, психологического, материального и иного характера. Стремясь заменить ребенку отца и мать, один из родителей берет на себя все тяготы воспитания и стремится сформировать в дочери женственность, а в мальчике - мужественность. Семья -является важным фактором гендерной социализации ребенка. Пример поведения родителей формируют понимание полоролевого поведения в социальной среде. Но что же делать, если семья оказывается неполной? Возможно ли воспитать полноценную личность и исключить развитие проблем полоролевого социального поведения? Рассмотрим для начала, научную точку зрения о роли семьи в полоролевом воспитании и научный взгляд на проблемы в усвоение социальных ролей ребенком из неполной семьи. Семья, как фактор гендерной социализации Гендерное

Воспитание ребенка является сложным и многофакторным процессом. Его итоги зависят, как от самого ребенка, так и от его родителей. Особенно это касается неполных семей. Отсутствие одного из родителей приводит к различным проблемам бытового, психологического, материального и иного характера. Стремясь заменить ребенку отца и мать, один из родителей берет на себя все тяготы воспитания и стремится сформировать в дочери женственность, а в мальчике - мужественность.

-2

Семья -является важным фактором гендерной социализации ребенка. Пример поведения родителей формируют понимание полоролевого поведения в социальной среде. Но что же делать, если семья оказывается неполной? Возможно ли воспитать полноценную личность и исключить развитие проблем полоролевого социального поведения?

Рассмотрим для начала, научную точку зрения о роли семьи в полоролевом воспитании и научный взгляд на проблемы в усвоение социальных ролей ребенком из неполной семьи.

-3

Семья, как фактор гендерной социализации

Гендерное воспитание – это развитие навыков полоролевого поведения в общественной среде.

Гендерное воспитание включает в себя следующие компоненты:

· Понятие пола, половой принадлежности и функций;

· Нормы поведения представителей конкретного пола в социальной среде;

· Роли мужчины и женщины в определенной культуре;

· Ценности полов.

Формирование каждого из компонентов гендерного воспитания реализуется в условиях семьи. Именно в семье реализуется гендерная социализация индивида т.е. освоение им норм социального поведения и социальных ролей, обусловленных половой принадлежностью.

Поскольку семья выступает фактором гендерной социализации подрастающего поколения, то родители должны развиваться в педагогическом плане. Это означает, что им необходимо выстраивать гармоничные семейные взаимоотношения, уметь решать конфликты, выполнять свои половые роли в семье, демонстрируя детям пример и готовить детей к выполнению этих социальных ролей в будущем.

Основными предпосылками развития у родителей педагогических навыков, в условиях гендерного воспитания, выступают следующие:

1. Родители оказывают первостепенное воздействие на формирование психики ребенка и развитие его сексуальных представлений.

2. Система семейных взаимоотношений – основной фактор гендерного развития ребенка, формирования у него гендерных представлений.

3. Воздействие семьи на развитие ребенка должно быть согласовано с его врожденными показателями мускулинности/феминности.

4. Семья выступает фундаментом социального развития ребенка. Она выполняет роль фильтра при его вхождении в гендерную среду и приобщению к гендерной культуре.

Эффективное семейное воспитание требует участия в нем обоих родителей. Каждый исполняет свои полоролевые функции в этом процессе.

Девочке необходимо общаться с обоими родителями, чтобы сформировать представление о мужчинах и их поведении и развить навыки ведения домашнего хозяйства.

Мальчику отец нужен для демонстрации личного примера поведения, воспитания мужественных качеств. Мать же, реализует эмоциональное развитие ребенка, дает ему представления о женской красоте и мудрости, любви и ласке.

-4

Проблемы неполной семьи и их влияние на эффективность гендерного воспитания и развития ребенка

Воспитание в неполной семье может быть представлено в одном из следующих типов:

1. Один из родителей избегает упоминаний о наличии другого, делая вид, что его попросту не существовало.

2. Один из родителей рассказывает ребенку о плохих чертах другого родителя, убеждая ребенка в том, что он ужасный человек и он виновен в распаде семьи.

3. Один из родителей ведет себя адекватно по отношению к другому. Он объясняет ребенку, что семья распалась по серьезным причинам, что виноватых в этом нет, что каждый из его родителей человек, со своими достоинствами и недостатками.

Из всех типов воспитания в неполных семьях, последний вариант является самым оптимальным и эффективным для нормального и полноценного развития ребенка, формирования у него адекватных гендерных представлений. Однако, он встречается не так уж часто в современном обществе.

Воспитание в неполной семье сталкивается с рядом экономических, психо-эмоциональных, гендерно-ролевых, педагогических проблем. К основным из них относятся следующие:

1. Необходимость выполнения одним из родителей обоих гендерных ролей. Это приводит к тому, что у родителя возникает дефицит временных ресурсов, истощается эмоциональный фон, возникают психические расстройства, а ни одна из возложенных на себя гендерных задач не выполняется полноценно.

2. Финансовое обеспечение семьи. Как правило, эта проблема затрагивает семьи матерей-одиночек. Недостаток материального обеспечения становится острой проблемой, которая приобретает специфический психологический окрас. Эта проблема проявляется либо в желании матери выполнить все капризы ребенка и не допустить, чтобы он, хоть в какой-то степени, чувствовал себя обделенным, либо в формировании у ребенка комплексов, посредством ежедневного внушения, что у него нет отца и они не могут жить, как все другие люди, ограничивая все его желания и потребности. Здесь необходимо создать благоприятную почву для духовного развития ребенка, привития ему простых ценностей и радостей.

3. Формирование нормального эмоционального и психологического семейного микроклимата. Необходимо построить с ребенком нормальные взаимоотношения и сформировать верное представление о втором родителе. Особенно важно поддерживать общение ребенка со вторым родителем, чтобы у него сформировались правильные гендерные представления и он, в полной мере, усвоил гендерные роли обоих полов.

4. Построение системы воспитания на приоритетном положении ребенка или создание культа самопожертвования. Родитель может создать в сознании ребенка образ себя, как человека, который пожертвовал всем для его воспитания или же, стремиться опекать ребенка во всем, что приводит к развитию гиперопеки над ним и искажению его представлений о половых функциях каждого родителя, о правильном половом поведении, построении семейных взаимоотношений.

5. Отсутствие примера гендерного поведения. Если в семье отсутствует отец, то у мальчика не сформируется правильное представление и принятие своей мужской сущности. Он может усвоить женскую роль и тип социального поведения. для девочек, отсутствие в семье отца приводит к тому, что она не имеет представление о том, каким образом должен вести себя ее партнер в будущих взаимоотношениях. Все это приводит к развитию неадекватной половой идентификации, заниженной самооценке. Отсутствие в семье матери приводит к тому, что ребенок формируется, как эмоционально неустойчивая личность, с несформированной эмоциональной сферой, агрессивным поведением. Это, также, сказывается на интеллектуальном развитии ребенка.

6. Наличие положительного опыта семейной жизни и не подготовленность к построению адекватных семейных взаимоотношений.

Исходя из имеющихся проблем гендерного развития ребенка в неполной семье, необходимо выбирать направления оптимального развития своего чада, с учетом его индивидуальных свойств, половой и возрастной принадлежности.

Главное, найти баланс в выполнении своих родительских функций и обязанностей и формированием нормальных взаимоотношений с ребенком.