Приветствуем Вас на канале Музея Моды!
Самым известным платьем в истории кино официально признано зелёное платье из фильма "Унесённые ветром" Скарлетт о'Хара из бархатной портьеры-занавески, в котором она пришла просить денег на оплату налога за Тару у Рэда Батлера.
Костюмером, создавшим этот легендарный наряд, а также все остальные образы из "Унесённых ветром" – всего более 5.000 предметов одежды, был Уолтер Планкетт, который после выхода фильма сказал:
"Эта картина будет жить вечно, и зелёное платье тоже, потому что оно делает историю, вероятно, оно – самый известный костюм в истории кино".
И не ошибся.
Уолтер Планкетт родился в 1902 году, начинал карьеру в киноиндустрии с Бродвея, в 1927 году занял в RKO Studios должность главы департамента по костюмам, а известным стал благодаря работам с Кэтрин Хепберн, в частности, над фильмом "Маленькие женщины", где эта актриса сыграла роль бунтарки Джо Мартч.
Когда Планкетт прочитал историю о Скарлетт, его очаровала главная героиня, и молодой человек отправился на встречу с писательницей Маргарет Митчелл, чтобы договориться с ней о том, как будут выглядеть костюмы Скарлетт и других героев киноэпопеи.
Митчелл дала ему несколько книг о моде описываемого в романе времени и познакомила с женщинами, у которых сохранились наряды 1860-1870-х годов, хотя Планкетт и сам достаточно уверенно ориентировался в теме, так как история о маленьких женщинах, для которой он уже создавал костюмы, затрагивает те же самые времена гражданской войны в США и десятилетие, последовавшее за ней.
Маргарет Митчелл дала добро использовать для костюмов Скарлетт любые цвета, не только зелёный, который в книге назван её любимым цветом, но главное платье фильма всё-таки сделали зелёным.
Собственно говоря, и шляпка, которую Рэд привёз Скарлетт во время её траура по первому мужу, тоже зелёная. В сцене со шляпкой показан очаровательный момент, как девушка нарочно неправильно надевает головной убор, чтобы Ред поправил, однако шляпки второй половины 19 века действительно были не так уж и просты в использовании, богато декорировались кружевом, цветами, лентами, бисером и т.д., а банты и вовсе нужно было повязывать красиво и виртуозно, чтобы не помять ленты (о шляпках 2-й половины 19 века мы обязательно ещё расскажем).
Роскошный, расшитый золотом бархатный халат Скарлетт, который вы видите на фото ниже, тоже зелёный.
После премьеры "Унесённых ветром", которая проходила при полном аншлаге в кинотеатре Атланты, где день премьеры был даже объявлен выходным – настолько большое значение местные власти придавали выходу этого фильма, практически все платья Скарлетт участвовали в промо-компании и ездили по стране, привлекая внимание к картине, а позже периодически выставлялись в музее Метрополитен – и на всех этапах с ними обращались не слишком аккуратно, так что когда в начале 1980-х они попали в музей и библиотеку гуманитарных исследований Harry Ransom Center в Остине, штат Техас, выяснилось, что они в очень плохом состоянии сохранности.
Через 30 лет после того, как платья Скарлетт осели в Техасе, в августе 2010-го года Harry Ransom Center выступил с обращением к поклонникам фильма помочь сохранить 5 основных костюмов и уже через 3 недели больше 600 человек пожертвовали свыше 30.000 долларов на реставрацию, благодаря которой удалось сохранить и отреставрировать самые роскошные образы Скарлетт, в том числе, и зелёное платье.
Цвет восстановили не полностью, оставив выцветшие пятна как часть истории бытования платья, а на не менее известном красном платье, в котором Скарлетт отправилась на день рождение Эшли после того, как их застали целующимися, поменяли свинцовые утяжелители, помогающие наряду держать правильную форму.
Все костюмы для "Унесённых ветром" были отшиты в Western Costume Company, которая находится в Голливуде и создаёт одни из самых лучших костюмов в истории кино, но о ней мы расскажем в другой раз.
А на сегодня это всё, спасибо, что дочитали! Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.
Читайте также о "Главном ателье Голливуда" и платьях для Элизабет Тейлор и несравненной Мэрилин Монро!
Текст подготовила руководитель научно-просветительского отдела МВЦ "Музей Моды", эксперт и семиотик моды и искусства Полина Уханова