Найти тему
Irina L.

Макияж и двойные стандарты

Косметические индустрии наживаются на женщинах, именно на них ориентированна продукция косметических компаний, которая изобретает всё новые и новые средства, пытаясь навязать из женщинам под лозунгами «необходимо», «красиво» и «нужно». Нужно женщинам. Только им. Ведь это с ними всегда что-то не так, это их внешность несовершенна, это они никогда не будут идеальными, вне зависимости от количества косметики, которой они пользуются. Рекламы косметических брендов и общество пытаются убедить именно женщин в том, что им нужно исправить внешность в обязательном порядке.

В 2019 году социальную сеть «Instagram» потряс скандал, связанный с косметическим брендом «Mixit», который обвинили в сексизме. Дело было в рекламном слогане к средству, которое маскирует неприятный запах в туалете после дефекации. В общем-то, известное дело, освежители воздуха и подобные средства это не новость, они продаются во многих магазинах, если бы не слоган «Принцессы не...».  

Стигматизация естественных физиологических процессов у женщин возмутила интернет-пользователей. Косметический бренд «Mixit» в качестве оправдания заявил, что это средство не только для женщин, оно для всех, а слоган такой, потому что основной процент продукции бренда рассчитан на женщин, и основной потребительской аудиторией являются именно женщины.  

Любые каталоги и рекламные банеры косметических брендов в основном включают изображения женщин-моделей, потому что основным потребителем являются женщины. Почему так происходит? Почему женщины в обществе растут с уверенностью, что с их лицом что-то не так, что глаза можно подчеркнуть, ресницы сделать длиннее и гуще с помощью туши или наращивания, губы сделать ярче с помощью помады, а ногти накрасить в салоне, а у мужчин всё в порядке? Дело ведь не только в косметике. Чаще всего именно женщины пользуются приложениями для корректировки фотографий, где можно сделать лицо уже, подбородок меньше или больше, подкорректировать форму носа, губ или глаз и т.д. У всех у них поголовно есть какие-то дефекты во внешности, которых нет у мужчин? Нет. Просто общество воспитывает в женщинах комплекс неполноценности с самого детства, прививает им ценность внешности, тогда как мужчины растут с осознанием, что внешность, в общем-то, для них не главное, главное - быть хорошим человеком. Это называется объективацией женщин.

Сказки золотого века студии «Дисней», такие, как «Золушка» или «Белоснежка», транслируют одну идею - главное иметь красивое лицо для девочек, а всё остальное пусть мужчины делают. Мужчинам, понятное дело, такая ситуация не нравится, вот и происходит в сознании мужчин и женщин когнитивный диссонанс. Мужчинам мультики навязывают, что главное - это саморазвитие, а женщина должна быть красавицей, которую можно взять себе как вещь и она всегда согласна. Ведь именно так поступают принцы в сказках, которые целуют принцесс, а потом сразу их замуж зовут, едва только имя услышат. А принцессы всегда согласны, функции отказаться у них не предусмотренно. В реальной жизни мужчинам оказывается очень сложно тянуть всё самим, пока женщина занята внешностью, потому что ей это внушали с самого детства. На деле мужчины относятся к женщинам не как к равным, а как к красивым вещам, которые можно поменять при необходимости. Женщина не хочет быть вашей собственностью? Не отчаивайтесь, она просто «неправильная», а вы другую найдёте!  

Женщинам эта культура навязывает быть красивой и терпеть, пока на горизонте не появится какой-нибудь понимающий и добрый принц, который обязательно решит все проблемы, осыпет деньгами и обязательно с первой секунды полюбит за внешность исключительно, а характер, психология, интересы и взгляды на жизнь - это дело десятое. Если некрасивая, не расстраивайся - косметические бренды с их продукцией решат эту проблему, а если не решат - на помощь придут пластические хирурги. Если вдруг пластическая хирурги обернётся для женщины проблемами со здоровьем или даже смертью - ну, сама виновата, нечего было идти делать пластику, почему же не подумала об этом заранее? Нелогично получается, не правда ли?

Конечно, что касается мультипликации, в последнее время всё меняется в лучшую сторону, есть достойные мультфильмы. Развивается и детская литература, которая перестаёт транслировать одну единственную социально-приемлемую роль жены и матери для женщин, причём, обязательно, чтобы «красивая была».

Культура объективизации женщин потворствует развитию у них комплексов неполноценности, в то время как у мужчин подобных проблем не наблюдается, а если и наблюдается, не в таких масштабах, как у женщин. Пока женщинам с детства внушают, что косметика - это обязательная повседневная практика, а без косметики женщина выглядит страшно, эта культура продолжит развиваться и ломать психику и жизни многим женщинам.

Что же делать в такой ситуации? Когда начинаешь задумываться о таких вопросах, логичный ответ «не краситься» в голову, конечно, приходит, но оказывается трудным в исполнении с учётом того, сколько лет женщинам в головы вкладывали правило, что они должны использовать косметику. Как те самые ритуалы и атрибуты со счастливыми ручками и футболками перед экзаменами. Даже если мы в себе уверены на сто процентов, некоторые из нас всё равно возьмут в экзаменационную аудиторию счастливую вещь, прокричат «халява приди» или возьмут шпаргалки, которыми даже не воспользуются, просто «на всякий случай». Потому что эта привычка плотно засела в сознании. С косметикой тот же случай. Достаточно сложно отказаться от этой привычки за один день.   

Когда я разговаривала со своим другом относительно несправедливости требований к мужчинам и женщинам и мы затронули тему двойных стандартов, он ответил: «так и в чём проблема, не используй косметику, если ты этого не хочешь, какая разница, что о тебе подумают». Вроде всё просто. Многие мужчины вам так скажут, и это логично. Зачем делать то, что не хочешь? На самом деле всё немножко сложнее. Мужчинам никто не навязывал косметику как обязательство. В отличие от женщин.

Тем не менее, на улице вряд ли какая-нибудь незнакомая женщина подойдёт к вам и спросит, почему у вас нет макияжа. Ещё менее вероятно, что спросит об этом незнакомец. Об этом могут спросить знакомые женщины. Коллеги на работе или ваши друзья. Кто-то отреагирует спокойно, кто-то попытается вас переубедить, кто-то согласится, у всех разное окружение.

С неуверенностью в себе нужно бороться. Косметика, особенно в большом её количестве на лицах женщин, по сути помогает объективизировать женщин. Речь не идёт о каких-то средствах для поддержания гигиены, речь именно о косметике для лица. Косметика, особенно её избыток, привлекает внимание к женщинам, вместе с тем делая их внешность удобной обществу. Как предметы в магазине, которые привлекают внимание потребителя - мужчин. Это пример объективизации, которой не место в современном обществе.

Можно сколько угодно оспаривать существование двойных стандартов, но пока косметические бренды ориентированны на женщин и зарабатывают огромные деньги на комплексах этих самых женщин, проблема существования двойных стандартов остаётся и процветает.