Найти в Дзене

Поощрение эффективнее, чем наказание – доказательство на примере инструкторов израильских ВВС

Поощрение эффективнее, чем наказание – это высказывание неоднократно подтверждено исследованиями на животных и людях. Но убеждение о пользе наказания и эффективности этого наказания сильно укоренилось в нашем мышлении. Подобное убеждение особенно хорошо прослеживается в военной подготовке, где присутствуют меры различных взысканий за невыполнение какого-то норматива. Многие заметят: «Но армия растит настоящих мужчин, а он стойко должен переносить вся тягости и невзгоды армейской службы.» Возможно вы правы, но речь тут идет о другом, о том, что наказание никак не улучшит его нормативы. Особенно часто о эффекте наказания или порицании можно услышать в плане воспитания детей (спортивные секции и школы). С точки зрения эффективной психологии – «выполнил плохо, будешь наказан» очень плохая установка при отработке навыков. Так почему же принцип «поощрение лучше наказания» является намного эффективнее. Это хорошо объяснил лауреат Нобелевской премии Даниел Канеман, когда проводил лекции для инструкторов израильской ВВС. Во время лекции один из опытных инструкторов высказал сомнение, что похвала положительно сказывается на обучение курсантов. Он сказал: «Я неоднократно хвалил курсантов за чистое исполнение фигуры высшего пилотажа. Во время исполнения следующей попытки той же фигуры, они справлялись хуже. А когда я ругаю их за плохое исполнение, то обычно в следующий разу них выходит лучше. Так что, пожалуйста, не рассказывайте нам, что поощрение работает, а наказание – нет, потому что все как раз наоборот».

Инструктор был прав – и не прав одновременно! Он правильно заметил, что за случаем, когда он хвалил исполнение маневра, следовало разочарование, а за наказанием – улучшение. Только вот вывод, о эффективности поощрения и наказания он сделал не правильный. Инструктор наблюдал эффект регрессии к среднему.

Регрессия к среднему
Регрессия к среднему

Естественно хвалили только тех, кто выполнял манёрв намного лучше среднего. Но, возможно, курсанту на этой попытке просто повезло, и следующая попытка была бы хуже независимо от того, похвалили его или нет. И наоборот: инструктор ругал курсанта, если тот выполнял задание необычно плохо, и потому сделал бы следующую попытку лучше, независимо от действий инструктора. Летчики-инструкторы попали в ловушку зависимости от обстоятельств, ругая курсантов за плохие результаты, они, казалось добивались улучшений, однако в действительности наказание не давало никакого эффекта.

Так что в следующий раз, если Ваш ребенок плохо выполнил какой-то элемент или задание, не спешите его наказывать, возможно это обычное крайнее отклонение от среднего показателя, и следующая попытка я вас уверяют будет лучше.