Найти тему

Фильмы про домашнее насилие

Автор статьи - Арина Хализова

Тема домашнего насилия — одна из болевых точек современной действительности. Дело сестёр Хачатурян, Маргариты Грачёвой, мальчика Макария из Мончегорска — вот малая толика резонансных историй, вызывающих непримиримые споры между теми, кто считает, что закон о домашнем насилии не нужен, и теми, кто пытается добиться от государства хоть какой-нибудь защиты для тех, кого годами тиранят родственники. Мы решили разобраться, как тема домашнего насилия представлена в кино, и предположить, как будет происходить развитие в этом направлении.

Газовый свет (1944). Джордж Кьюкор
Газовый свет (1944). Джордж Кьюкор

Ранним примером изображения домашнего насилия на большом экране можно считать фильм Джорджа Кьюкора 1944 года «Газовый свет», давший жизнь термину «газлайтинг» — форме психологического насилия, когда цель тирана — заставить жертву сомневаться в собственной адекватности в восприятии реальности.

Трамвай “Желание” (1951).  Элиа Казан
Трамвай “Желание” (1951). Элиа Казан

Хрестоматийный пример садиста, который изводит своих домочадцев не только психологически, но уже и физически, — Стэнли Ковальски в исполнении Марлона Брандо в классической экранизации пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”», избивающий беременную жену и изнасиловавший и доведший до сумасшествия её сестру.

Повар, вор, его жена и её любовник (1989).  Питер Гринуэй
Повар, вор, его жена и её любовник (1989). Питер Гринуэй

Стоит отметить, что тема домашнего насилия зачастую становилась не магистральной, а второстепенной линией фильма, призванной раскрыть характеры героев, пролить свет на загадки прошлого. В культовом фильме Романа Полански «Китайский квартал» насилие, пережитое главной героиней от своего деспотичного отца, запускает череду трагических событий и вскрывает неприятную правду о том, что может твориться за закрытыми дверями роскошных особняков. И если от насилия, покрываемого властью и деньгами, героиня Фэй Данауэй спастись не может, то персонаж ещё одного культового фильма «Повар, вор, его жена и её любовник» находит способ страшно отомстить мужу, считавшему себя хозяином жизни и издевавшемуся над окружающими.

С меня хватит (2002). Майкл Аптед
С меня хватит (2002). Майкл Аптед

В девяностые и нулевые вышло немало фильмов, главные героини которых пытались сбежать от мужа-тирана, дать ему отпор, понимая, что помощи ждать неоткуда. Это и «В постели с врагом» с Джулией Робертс, героине которого, чтобы сбежать от мужа, приходится инсценировать собственную смерть. И «С меня хватит» с Дженнифер Лопес о женщине, которая, пытаясь защитить себя и дочь, в одиночку противостоит влиятельному мужу. И испанская драма «Возьми мои глаза» о женщине, что пытается начать новую жизнь, но даёт второй шанс своему мужу.

Карательница (2018).  Сара Даггар-Никсон
Карательница (2018). Сара Даггар-Никсон

В какой-то момент вопрос о домашнем насилии начинает звучать открыто, и тогда на помощь героиням-одиночкам приходит общество. Например, две из трёх новелл в фильме «Когда сгустится тьма» рассказывают о поиске справедливости на законодательном уровне: девочка-подросток из семьи иммигрантов при помощи работников социальной службы пытается наказать родственников, доведших её сестру до самоубийства. А успешная журналистка, десять лет терпящая побои и вспышки агрессии от своего мужа, не боится привлечь внимание к этой проблеме, рассказывая свою историю в прямом эфире. Помогает женщинам, пережившим домашнее насилие, и героиня фильма «Карательница», однако более радикальными способами.

Сокровище (2009).  Ли Дэниелс
Сокровище (2009). Ли Дэниелс

Не меньшее место, чем проблеме насилия над женщинами, в кинематографе отводится и проблеме насилия над детьми. Жестокий отчим, издевающийся над новой женой и пасынком, в фильме «Жизнь этого парня». Отец-военный, держащий жену и сына в ежовых рукавицах, в «Красоте по-американски». Сексуальное насилие со стороны и отца и побои и издёвки со стороны матери, которые в течение многих лет вынуждена терпеть забитая и страдающая ожирением школьница по прозвищу Сокровище в одноимённом фильме. Родители-алкоголики, воспитывающие свою дочь исключительно кулаками, в скандальном фильме Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь».

Стеклянный замок (2017).  Дестин Креттон
Стеклянный замок (2017). Дестин Креттон

Впрочем, насилие над детьми выражается не только в физической, но и в других формах, например, в гиперопеке (в дебюте Йоргоса Лантимоса «Клык» о живущей в изоляции семье, в которой дети никогда не покидали пределов своего дома и имеют о жизни извращённые представления, навязанные им родителями) или в неглекте (в фильме «Стеклянный замок», героями которого стала неблагополучная семья, полностью игнорирующая базовые бытовые потребности детей).

Клуб "Завтрак" (1985). Джон Хьюз
Клуб "Завтрак" (1985). Джон Хьюз

Проблема домашнего насилия поднимается и в таком, казалось бы, неподходящем для этого жанре, как молодёжная комедия. Каждый из персонажей культового фильма «Клуб “Завтрак”» в той или иной степени подвергается давлению со стороны родителей. «Преступника» бьёт отец, к «Умнику» предъявляют такие высокие требования, что он готов покончить с собой из-за двойки, «Атлет» ненавидит своего отца, изводящего его придирками, «Принцесса» тяготится благополучными родителями, у которых всё должно быть идеально, а «Безнадёжный случай» пытается обратить на себя родительское внимание любыми способами.

Долорес Клэйборн (1995).  Тейлор Хэкфорд
Долорес Клэйборн (1995). Тейлор Хэкфорд

Нередко тема домашнего насилия поднимается и в хоррорах, в частности, в экранизациях Кинга (достаточно вспомнить гоняющегося за сыном с топором отца-алкоголика в «Сиянии» или сумасшедшую мамашу Кэрри, запирающую дочь в чулане). Им же написана история о домашнем насилии без примеси мистики, перенесённая на экран Тэйлором Хэкфордом, — «Долорес Клэйборн», история о женщине, много лет назад убившей своего мужа, измывавшегося над ней и их малолетней дочерью.

Мизери (1990).  Роб Райнер
Мизери (1990). Роб Райнер

Меньше всего в кино затрагивается вопрос о домашнем насилии над взрослыми мужчинами. С большими оговорками сюда можно отнести «Мизери» по тому же Кингу, где беспомощный после аварии писатель оказывается во власти сумасшедшей фанатки, регулярно оказывающей на него моральное и физическое воздействие.

Общая тенденция в развитии темы домашнего насилия в кино такова: от второстепенных сюжетных линий и персонажей второго плана она постепенно перемещается в центр внимания, а акцент делается на способах преодоления травматического прошлого и роли государства и общества в решении проблемы. Также пока остаётся открытым вопрос о мужчинах — жертвах тирании со стороны родственников.