Автор статьи - Арина Хализова
Тема домашнего насилия — одна из болевых точек современной действительности. Дело сестёр Хачатурян, Маргариты Грачёвой, мальчика Макария из Мончегорска — вот малая толика резонансных историй, вызывающих непримиримые споры между теми, кто считает, что закон о домашнем насилии не нужен, и теми, кто пытается добиться от государства хоть какой-нибудь защиты для тех, кого годами тиранят родственники. Мы решили разобраться, как тема домашнего насилия представлена в кино, и предположить, как будет происходить развитие в этом направлении.
Ранним примером изображения домашнего насилия на большом экране можно считать фильм Джорджа Кьюкора 1944 года «Газовый свет», давший жизнь термину «газлайтинг» — форме психологического насилия, когда цель тирана — заставить жертву сомневаться в собственной адекватности в восприятии реальности.
Хрестоматийный пример садиста, который изводит своих домочадцев не только психологически, но уже и физически, — Стэнли Ковальски в исполнении Марлона Брандо в классической экранизации пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”», избивающий беременную жену и изнасиловавший и доведший до сумасшествия её сестру.
Стоит отметить, что тема домашнего насилия зачастую становилась не магистральной, а второстепенной линией фильма, призванной раскрыть характеры героев, пролить свет на загадки прошлого. В культовом фильме Романа Полански «Китайский квартал» насилие, пережитое главной героиней от своего деспотичного отца, запускает череду трагических событий и вскрывает неприятную правду о том, что может твориться за закрытыми дверями роскошных особняков. И если от насилия, покрываемого властью и деньгами, героиня Фэй Данауэй спастись не может, то персонаж ещё одного культового фильма «Повар, вор, его жена и её любовник» находит способ страшно отомстить мужу, считавшему себя хозяином жизни и издевавшемуся над окружающими.
В девяностые и нулевые вышло немало фильмов, главные героини которых пытались сбежать от мужа-тирана, дать ему отпор, понимая, что помощи ждать неоткуда. Это и «В постели с врагом» с Джулией Робертс, героине которого, чтобы сбежать от мужа, приходится инсценировать собственную смерть. И «С меня хватит» с Дженнифер Лопес о женщине, которая, пытаясь защитить себя и дочь, в одиночку противостоит влиятельному мужу. И испанская драма «Возьми мои глаза» о женщине, что пытается начать новую жизнь, но даёт второй шанс своему мужу.
В какой-то момент вопрос о домашнем насилии начинает звучать открыто, и тогда на помощь героиням-одиночкам приходит общество. Например, две из трёх новелл в фильме «Когда сгустится тьма» рассказывают о поиске справедливости на законодательном уровне: девочка-подросток из семьи иммигрантов при помощи работников социальной службы пытается наказать родственников, доведших её сестру до самоубийства. А успешная журналистка, десять лет терпящая побои и вспышки агрессии от своего мужа, не боится привлечь внимание к этой проблеме, рассказывая свою историю в прямом эфире. Помогает женщинам, пережившим домашнее насилие, и героиня фильма «Карательница», однако более радикальными способами.
Не меньшее место, чем проблеме насилия над женщинами, в кинематографе отводится и проблеме насилия над детьми. Жестокий отчим, издевающийся над новой женой и пасынком, в фильме «Жизнь этого парня». Отец-военный, держащий жену и сына в ежовых рукавицах, в «Красоте по-американски». Сексуальное насилие со стороны и отца и побои и издёвки со стороны матери, которые в течение многих лет вынуждена терпеть забитая и страдающая ожирением школьница по прозвищу Сокровище в одноимённом фильме. Родители-алкоголики, воспитывающие свою дочь исключительно кулаками, в скандальном фильме Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь».
Впрочем, насилие над детьми выражается не только в физической, но и в других формах, например, в гиперопеке (в дебюте Йоргоса Лантимоса «Клык» о живущей в изоляции семье, в которой дети никогда не покидали пределов своего дома и имеют о жизни извращённые представления, навязанные им родителями) или в неглекте (в фильме «Стеклянный замок», героями которого стала неблагополучная семья, полностью игнорирующая базовые бытовые потребности детей).
Проблема домашнего насилия поднимается и в таком, казалось бы, неподходящем для этого жанре, как молодёжная комедия. Каждый из персонажей культового фильма «Клуб “Завтрак”» в той или иной степени подвергается давлению со стороны родителей. «Преступника» бьёт отец, к «Умнику» предъявляют такие высокие требования, что он готов покончить с собой из-за двойки, «Атлет» ненавидит своего отца, изводящего его придирками, «Принцесса» тяготится благополучными родителями, у которых всё должно быть идеально, а «Безнадёжный случай» пытается обратить на себя родительское внимание любыми способами.
Нередко тема домашнего насилия поднимается и в хоррорах, в частности, в экранизациях Кинга (достаточно вспомнить гоняющегося за сыном с топором отца-алкоголика в «Сиянии» или сумасшедшую мамашу Кэрри, запирающую дочь в чулане). Им же написана история о домашнем насилии без примеси мистики, перенесённая на экран Тэйлором Хэкфордом, — «Долорес Клэйборн», история о женщине, много лет назад убившей своего мужа, измывавшегося над ней и их малолетней дочерью.
Меньше всего в кино затрагивается вопрос о домашнем насилии над взрослыми мужчинами. С большими оговорками сюда можно отнести «Мизери» по тому же Кингу, где беспомощный после аварии писатель оказывается во власти сумасшедшей фанатки, регулярно оказывающей на него моральное и физическое воздействие.
Общая тенденция в развитии темы домашнего насилия в кино такова: от второстепенных сюжетных линий и персонажей второго плана она постепенно перемещается в центр внимания, а акцент делается на способах преодоления травматического прошлого и роли государства и общества в решении проблемы. Также пока остаётся открытым вопрос о мужчинах — жертвах тирании со стороны родственников.