Настолки. Слово пахнущее унынием и дешевым печеньем из тайм-кафе. Амиши среди индустрии развлечений, амбассадор зевоты и последняя надежда производителей цветного картона.
Всё так. Большая часть настольных игр этим и является. Это или узкоспециализированное приключение для красноглазиков (салют дндшникам), или казуальное «кинь кубики, дошагай до финиша, изобрази жестами приобретенную эпилепсию мечехвоста» (привет любителям Экивоков, Крокодила и Элиаса). В этом сонно-приторном царстве есть, разумеется, и бодрые как пенсионеры в утреннем автобусе, исключения. Да- да, это тоже самое с виду, но принципиально другое по факту.
Когда настолки только начинали выпускать, вряд ли кто-то сильно задумывался, что за время, потраченное на развлечения, придется конкурировать не только с компьютерными играми, но и с Инстаграмом, Тиктоком и даже чатом в Зуме, где люди также могут предаваться легкому коллективному безумию, не вникая в правила под звездочкой на восемнадцатой странице буклета.
Если уж в 2к20 люди решили собраться вместе, посидеть за одним столом и даже смогли убрать (о ужас) взгляд от экрана телефона, то реальность должна предъявить железные козыри, зачем вообще все это нужно и почему не занырнуть скорее обратно в свои гаджеты. Нормальная настольная игра должна быть: динамичной, понятной и самое важное – конфликтной. В хорошем смысле слова, хотя кого я обманываю.
Нет конфликта - все спят, всем скучно. Дайте людям цель, роль, задачи и препятствия, берите попкорн и смотрите, что происходит.
Ниже несколько примеров таких игр. Важное уточнение, если в вашей компании не все могут в самоиронию, истерично подменяют понятия дружеского подъе*а на абьюз и токсичность, дальше можно не читать, возвращайтесь воевать в твиттер.
Тут не будет никаких подробных правил и описаний, чтобы никто не уснул, если понравится, то нажав на ссылку в названии игры, можно найти и купить (к сожалению это не нативка) почитать про нее уже самостоятельно.
И так, топ 5 увлекательно-припекательных настольных игр:
5 место ПАНДЕМИЯ
Про что: Актуалочка, кто-то где-то снова решил поиграть в съедобное несъедобное с летучими мышами и прочими переносчиками человеческих вирусов и ВНЕЗАПНО всё пошло не так. Примите поздравления, именно вам это разгребать, надевайте перчатки, маску и в путь!
Процесс: Вы играете все вместе командой против неизбежно происходящих событий, каждый ход в определенном городе мира шарахает новый очаг болезни, если вы промедлите, то в конкретном участке планеты шарахнет многократно и из локального насморка это мутирует в пандемию распространяющуюся быстрее гифок с котиками в рабочих чатах вотсапа. Спасать всех сразу не выйдет. Выжить в условиях цейтнота будет очень сложно. В первую очередь, из-за того что придется выбирать из двух зол одно зло и даже не факт, что меньшее. Хорошие последствия ваших поступков проявятся лишь в самом конце, когда вы поймете напрасно всё было или нет.
А долго? Один кон игры как треть интервью Дудя. А дальше как пойдет.
В чем смысл потраченного времени: У каждого своя роль, и как бы вам не хотелось (а хочется всем) умничать и делать то что вздумается, нужно заставить друг друга делать то что требуется. Врач - лечи, диспетчер - контролируй, ученый - делай вакцину, а не все вместе всё сразу гуськом и вприсядку. Отлично развивает навыки делегирования, тактическое мышление, умение доораться до остальных со своей правотой и ненавидеть людей бубнящих после проигрыша: "ну я же говорил".
4 место CATAN
Про что: Дедушка настолок, известный у нас, как "Колонизаторы", приплываете вы такие на остров, а там ни аниматоров с чурчхелой, ни фоток тебе с мартышками, ни брелоков из ракушек. Так не пойдет, придется осваивать. Тут могла быть понятная политическая шутка, но зачем, если вы сейчас и сами ее себе в голове пошутили ;)
Процесс: Приплыли и всё, каждый сам за себя, жизнь предстоит тяжелая, с ресурсами для выживания тут полный напряг: сена нет, овцы сбежали, глины и той не намесили, да и вообще, только себе руды накопал, тут же ауешники-разбойники делают гопстоп и сидишь думаешь не пойти ли в пустыню откинуться.
А долго? Кон почти выпуск Бэдкомедиана, обычно играется 2-3 кона за раз.
В чем смысл потраченного времени: Если совсем просто, то максимально сбалансированная игра по соц взаимодействию друг с другом, просчетом вероятностей кубика и умению убедительно и выгодно выменивать нужный ресурс для развития своей игры и отчаянно блефовать, когда что-то просят остальные, при этом, умудряясь не становиться главной сволочью, что само собой чревато, не только из-за вероятных физических увечий за столом, но и из-за возможности игроков регулярно решать, кого отправить в "бан".
3 место GAME DEV SIM
Про что: По механике смесь двух предыдущих игр, каждый сам за себя и одновременно все против внешних обстоятельств. Вы будете собирать игру, но вместо розовых очков, где вы часами выбираете цвет рукояти меча и длину корсета у ваших персонажей, вас сразу окунут в суровую сермягу оборотной стороны, как индустрии развлечений, так и любого самостоятельного бизнеса в целом.
Процесс: Придется увольнять хороших сотрудников, нанимать чуть похуже, но дешевле, искать баланс между выбором, тусить в шикарном опенспейсе, но закрыться на второй месяц банкротами или кодить из подвала и все равно не выпустить игру, из-за дизморали всей команды на середине пути. Стрессы, баги, внезапные решения и просьбы инвесторов, проблем будет гораздо больше, чем улыбчивых пресс-конференций, всё это нужно будет решить быстрее, чем конкуренты.
А долго? Один кон 1,5 обзора Вилсакома, пары на вечер обычно достаточно.
В чем смысл потраченного времени: Если вы хоть раз мечтали делать своё дело "не на дядю", то сэкономьте себе кучу денег на коучах и чтении блогов успешных инфобизнесменов в инстаграме, просто сыграйте в эту игру. Ее сделали с замечательным ехидным троллингом по отношению к управленцам(один из авторов директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ), вы сразу поймете, что вся сложность бизнеса в умении противостоять многим факторам, как локальным внутри команды, так и внешним в конкретный момент времени и с конкретным бюджетом. И даже если вы вдруг всё вывезли: сотрудники довольны, игра готова, бюджет в плюсе, вообще не факт, что вы победите. Конкуренты могут сделать тоже самое но еще лучше, с большим количеством фич и вся ваша хорошая работа пойдет в утиль, если тут же не придумать как стать еще лучше и сильнее. Вправляет мозги, развивает критическое мышление, убивает комплексы "быть хорошим для всех".
2 место UNO
Про что: Про все казуальные и карточные игры сразу. Цифры, цвета, пару подлянок и больше ничего.
Процесс: Та игра, где правила поймет любой, кто понаблюдает за процессом 5 минут. Даже голубь прилетевший к вам за семками и подглядевший через окно, сможет перекинуть партейку, прокурлыкав победное "Уно!". Просто, быстро, не надоедает.
А долго? Быстрее вайнов этого вашего Моргенштерна, играют конов по 12 и дальше, как затянет.
В чем смысл потраченного времени: Оставив за скобками покер, который и настолкой то назвать язык не повернется, Uno лучшая настольная карточная игра. Особенно если играть с правилами по подсчету очков, не поленитесь, загуглите. Дает бой всем настолкам по темпу, уровню крика, проклятий в адрес игроков, выкладывающих черные карты, и сотни раз хором произнесенная незатейливая матная рифма на слово "Уно!" Спасет ваш вечер даже если вы не собирались ни во что играть, а собрались "просто поговорить".
1 место ЗА БОРТОМ!
Про что: Сразу стресс, нас вышвырнуло за борт, корабль скосплеил судно из под Ди Каприо и теперь мы в лодке, с нарушением каких либо социальных барьеров вынуждены общаться с максимально разношерстным контингентом, от агрессивного быдла боцмана, до чсвшного белоручки Сноба. Желание одно - свалить, как можно скорее со всем хабаром и никого тут не видеть. Но пока не замаячит берег, придется как-то приспосабливаться, стараясь не умереть от жары и многоходовочек конкурентов, перешептывающихся за спиной. Каждый сам за себя и выживет только один.
Процесс: Правила придется подробно поизучать, но оно того стоит. Игра в которой логика поведения необходимых действий полностью продиктована и подчиняется персонажу(пассажиру лодки), за которого вы играете. Если вы Миледи, сидите тихо ищите союзников, стройте тихие заговоры; если вы Капитан, скорее двигайтесь в сторону руля, ищите берег и за лучший кэш, решайте кто доплывет, а кто нет; если вы Шкет, просто не отсвечивайте, тырьте по карманам все что не приколочено, и ни в коем случае не начинайте рамсы первым с остальными. Защищайте друзей, клевещите на врагов, импровизируйте и будьте убедительны, иначе обед для акул - это вы и есть.
А долго? Как стрим ААА игры в первый день релиза, может тянуться очень долго, а можно и за час отстреляться.
В чем смысл потраченного времени: Очень злая игра. Очень много социального взаимодействия, ключевая ставка на навыки убеждения, умение найти союзников и переманить в нужный момент бывших и даже заклятых врагов. Изюминка игры - все что ты обещаешь, ты не обязан выполнять. Буквально легализован обман. Пользоваться ли этим, подставлять ли товарищей, да и товарищи ли они все или только прикидываются, решать вам. Чем ближе берег, тем больше нагнетается давление, с кем решиться доплыть до конца, кого утопить, не спрятан ли у того хлипкого шкета нож за пазухой и не блефует ли тот грозный с виду, но трусливый боцман? Игра прокачивает коллективное взаимодействие на абсолютно новый уровень, учит не верить на слово и ничего не обещать просто так, помогает учиться считать на несколько шагов вперед, создает кейсы, когда только ситуативный союз с врагом сейчас и предательство друзей может позволить достичь победы над оппонентом в будущем. Слезы, драмы, тяжелый отходняк после каждой партии и жгучее желание сыграть еще раз.
На этом всё, если вам понравился обзор, подписывайтесь на нас, не стесняйтесь ставить классы и делитесь своим опытом. Играли ли вы в эти игры сами и есть ли еще знакомые вам "злые" настолки о которых бы вы хотели рассказать?