Найти тему
ТАНКИ

Т-39 — 100-тонный апофеоз советского танкостроения

Советские конструкторы еще только успели собрать 2 опытных предсерийных тяжелых танка Т-35 (о Т-35 вы можете подробнее прочитать в этой статье), как уже 13-го августа 1933-го года новой программой принимается решение о его замене новым проектом тяжелого танка.

Т-39 (наиболее точная модель, вариант №8)
Т-39 (наиболее точная модель, вариант №8)
Руководству нужны были надежные тяжелые танки, и как можно быстрее, а в Т-35 видели дорогое сложное изделие с «детскими болезнями» танка (с которыми не удалось справиться за все 7 лет производства Т-35). Но пока Т-39 только начинали прорабатывать, Т-35 было приказано производить, дабы хоть как-то восполнить нужду советской армии.

Поэтому, в начале 1933-го года по требованию управления механизации и моторизации были приняты новые требования к тяжелому танку. Главным образом требовали качественно усилить вооружение. Короткоствольная 76-мм пушка в качестве главного орудия 50-тонного танка уже тогда казалась крайне-недостаточной.

Т-39 вариант 7
Т-39 вариант 7

Планировалось пушкой «главного калибра» сделать гаубицу 152 мм или несколько пушек калибра 107 мм. Это делало вооружение танка способным разрушить долговременные укрепления и в целом оно находилось уже на уровне корпусной артиллерии. Однако даже только из-за корректировки танка под новое вооружение его проектный вес уже достиг 75-ти тонн..

Выяснив этот момент, решили вновь пересчитать вес танка, и с учетом противоснарядного бронирования получилось 90 тонн. Под такую громадину требовался новый двигатель. Рассматриваемые для Т-35 варианты отпали сразу же. Предложили два варианта установки авиационных двигателей: советский М-34 мощностью 970 л.с. или испанский Hispano-Suiza 18 мощность 1150 л.с.

Т-39 вариант 7 и 8
Т-39 вариант 7 и 8

С первым двигателем по расчетным данным танк мог разгоняться до максимальных 24-х км/ч, со вторым — до 33 км/ч (естественно при идеальных условиях по шоссе). Запас хода с первым двигателем составил бы 144 км, со вторым 194 км, испанский двигатель оказался еще и экономичнее советского. Изначально, если оба двигателя не подойдут, даже планировали поставить паровой двигатель.

Проектирование будущего тяжелого Т-39 поручили группе конструкторов ленинградского завода имени Кирова под главенством Барыкова Н.В. Учитывался опыт и наработки по тяжелым танкам Гротте, Т-30 и уже полностью советскому Т-35. К лету 1933-го года были изготовлены 6 проектов Т-39 с различным набором башен и вооружения (в т.ч. даже огнеметным).
Т-39 вариант 7
Т-39 вариант 7

На заседании совета народных комиссаров (правительства СССР) 10-го июня 1933-го года были изучены проекты тяжелых танков Гротте, итальянского «Ansaldo» и нового Т-39. Именно Т-39 привлек внимание комиссии, но по итогу дали отказ всем проектам. Но несмотря на это, по личной инициативе Гинзбурга и Барыкова спустя несколько месяцев было разработано еще 2 варианта Т-39 (7 и 8 проекты).

7-ой вариант предполагал наличие 152-мм гаубицы и двух 107 мм орудий, а 8-ой вариант — 152 мм гаубицы и трех 45-мм орудий. Кроме вооружения изменения были совсем незначительные.
Т-39 вариант 8
Т-39 вариант 8

Проекты 7-го и 8-го вариантов уже комиссии понравились и даже дошли до стадии создания макетов (1:10), но это им в итоге не помогло. Правительственная группа пришла к неутешительным выводам, глава комитета по обороне по поводу Т-39 отозвался так (обращаясь к главе Правительства):

«Представляя последние, наиболее удачные варианты Т-39, прошу рассмотреть их комиссией обороны и вынести окончательное решение — нужен ли Советскому Союзу такой танк, взамен и так достаточного мощного Т-35? Учитывая что производство даже одного опытного Т-39 обойдется казне в 3 миллиона рублей».
Т-39 вариант 8 чертеж
Т-39 вариант 8 чертеж

После этого судьба Т-39 была предрешена. В начале 1934-го года его вообще убрали из планов управления по механизации и моторизации красной армии, сосредоточив все усилия на танке Т-35А, который вот-вот уже запускали в серию..

Характеристики Т-39:

  • Масса — 90-100 тонн
  • Экипаж — 12 человек
  • Размеры — 12,5 м (длина) * 3,6 м (ширина) * 4,3 м (высота)
  • Вооружение — 152,4-мм гаубица, две 107-мм пушки (7-й проект)
  • Вооружение — 152,4-мм гаубица, три 45-мм орудия (8-й проект)(данные по орудиям взята из книги М. Барятинского «Маус и другие сверхтяжелые танки», в других источниках вооружение 9-го и 8-го варианта могут отличаться).
  • Бронирование — 75 (лоб корпуса), 15 мм крыша и днище, остальное неизвестно
  • Двигатель — М-34, карбюратоный, 970 л.с. (при весе в 90 т. это давало 10,7 л.с. на тонну) или Испано-Сюиза, карбюратоный, 1150-1300 л.с.(12,7-14,4 л.с. на тонну)
  • Ходовая — 10 сдвоенных опорных катков, 1 независимый каток, 5 поддерживающих роликов, переднее направляющиее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков (на 1 сторону)
  • Максимальная скорость — 24-33 км/ч (расчетная) в зависимости от двигателя
  • Запас хода — 114-194 км в зависимости от двигателя.

А что вы думаете про сверхтяжелый Т-39? Пишите в комментариях