Найти в Дзене

О РУССКОМ ЗАСТОЛЬЕ И РУССКОЙ ВОДКЕ

У праздника два невольника:
одному хочется пить, да не на что купить,
а другого потчуют, да пить не хочется
Русская народная пословица

Приезжая в Великопетровку, иногда хожу в гости к односельчанам, чтобы узнать новые истории о селе, полистать старые альбомы. Сегодня в гостях у Зои Николаевны Сорокиной. Рассматриваю старинные столетние фотографии. На фотографиях большие крепкие крестьянские семьи, три, а то и четыре поколения. Люди с серьёзными лицами, невозможно определить возраст. И взрослые, и дети, какие-то «забитые», не улыбаются, в глазах тревога…

На фотографиях же послевоенных лет люди улыбаются, веселые, и на всех фотах - бесконечные застолья. Стол просто уставлен бутылками и скудная, немудреная закуска. И Галя Плаксина, с которой рассматривали фотографии, тоже отметила: «На столе одна водка и стаканы, а что люди ели? Не понятно».

Фото из архива З. Сорокиной
Фото из архива З. Сорокиной

Фотографии больше 100 лет. Семья Шапошниковых.

На этой фотографии Шапошникова Евгения Александровна (в середине в длинной белой сорочке, невеста И.С. Пьянзина. О их дружбе я рассказывала…….)

Коль затронула застолье, то напишу интересную историю «о роли бутылки водки в жизни».

Рассказал, точнее наговорил, на аудиокассету, Шейно Иван Иванович (1918г. – 1991г.):

«Это было в начале мая 1941 года. Перед войной. Я находился в Москве, и мне надо было срочно вернуться в Златоуст. Выехать было сложно. И каким-то образом я попал на митинг, где познакомился с девицами, которые пригласили на фильм «Подруги». Вот они мне достали временный пропуск, и я доехал до Мурома. Вышел на станции, чтобы компостировать билет и ехать дальше. А в кассовом зале народу – ура: кто на полу лежит, кто на узлах сидит. К кассовому окошечку подойти невозможно. Вижу, образовалась небольшая заминка у кассы. Я - шмыг, швырнул в окошечко свой билет и жду… В это время подошёл ко мне милиционер и говорит: «Следуйте за мной» и повел меня в отделение милиции, говоря старшему милиционеру: «Сей гражданин нарушил правила внутреннего распорядка на станции». То - да сё. Взял у меня документы и попросил оплатить штраф. Я сказал, что у меня нет денег. «Как же ты едешь без всего»? Я с дуру, и говорю: «У меня есть 2 бутылки водки и колбаса». Достал из чемоданчика 2 бутылки водки и колбасу и поставил на стол. Милиционер молча убрал водку и колбасу под стол. Отдал мне документы и я пошел покупать билет… Но, билетов не было и не ожидалось в ближайшее время. Делать нечего, сижу, жду поезд, чтобы доехать до следующей станции. Подошел поезд. Из него выходят человек 300. Идут в сторону столовой. А я есть хочу-жуть. Слышу, входя в столовую пассажиры говорят пароль: «Кыев». И я пристроился к этой очереди. Вхожу в столовую и тоже пробормотал «Кыев». Мне дали тарелку овсяного супа и кашу овсяную. Я съел суп и с собой взял 2 кусочка хлеба. Прокрался сквозь толпу, чтобы меня не забрали с этими пассажирами, и пошёл к кассе. «Билетов нет». Сел на свой чемоданчик на перроне. Гляжу, на 6 путь подходит паровоз. Ударили в колокол, дают отправку этому паровозу. Я как рванул через все пути. Проводник подал мне руку на ходу, я впрыгнул в вагон вместе с чемоданчиком. Так я без билета оказался в вагоне. Проводник сказал, что на станции «Красный узел» высадят меня. Мне этого не надо было. И опять спасла меня бутылка водки, которая осталась у меня. Я вхожу к проводнику. Он сидит и пьёт кипяток. Без заварки и сахара, я открыл чемоданчик и дал ему несколько кусочков сахара. Я достал бутылку водки, ставлю на стол и говорю: «Может выпьем грамм по 100 с устатку». Разлил в стакан. Пили из одного стакана. Проводник оставил меня в вагоне. Сам сходил на станцию «Красный узел» и прокомпостировал билет до Куйбышева. Добирался до Златоуста тяжело. Дорога - однопутка…. Вот такая история».

Водка для русского человека – это и лекарство от тоски, и знак благодарности, и плата за услугу. Вот такое универсальное средство.