Найти в Дзене

Проблемы e-commerce на выходе из карантина

Оглавление

Нет нужды рассказывать, как тяжело пришлось малому и среднему бизнесу в марте-мае 2020 года. Но даже сейчас, когда самоизоляция постепенно снимается, компаниям трудно снова войти в колею. Согласно опросам, 40% предпринимателей отметили в июне спад прибыли, а почти 50% просто не почувствовали улучшений.

Что отмечают практически все владельцы бизнеса в стране — это неэффективность поддержки от государства. Они исправно платили налоги и хотели бы рассчитывать взамен на более реальную помощь. Особенно обидно становится, если сравнивать принятые у нас льготы с теми, которые применяются за рубежом.

Вообще же онлайн-платформы оказались в значительно более выгодном положении по сравнению с остальными — им не нужно закупать товары и сталкиваться с волатильностью рубля, закупать сырье для производства товаров и т.д.

С чем же столкнулись сейчас e-commerce компании:

Повышенная нагрузка на службы технической поддержки

Начиная с марта среднее количество пользователей онлайн-платформ возросло в полтора-два раза. Конечно, у многих из них возникают те или иные вопросы, с которыми они обращаются в поддержку. Количество запросов, по данным некоторых компаний, выросло в 10 раз.

Решение проблемы заключается не только в увеличении количества сотрудников поддержки, но и в перераспределении приоритетов тикетов, а также проработке информационной составляющей сайтов (база помощи, FAQ, автоматические ответы на часто задаваемые вопросы в чате).

Потребность в разработке новых продуктов

Не все компании смогли своевременно отследить новые возможности, которые появились в связи с пандемией. Определенные виды услуг стали намного востребованнее, и «на коне» остались те, кто успел быстро сориентироваться — подключить дистанционные услуги и курсы, разработать новые технические решения для взаимодействия пользователей и сотрудников.

Большое значение имеет усовершенствование интерфейса, стабилизация сайта под высокие нагрузки, в некоторых случаях интеграция личного кабинета или дополнительного медиасервиса.

Масштабирование инфраструктуры

Многие ресурсы попросту технически не справлялись с возросшими нагрузками. Часть операций пришлось перенести в облако, правда, здесь возникают проблемы с лимитами облачных провайдеров. Провайдеры при этом также подвергаются повышенной нагрузке в связи с резким увеличением числа клиентов, что сказывается на функционировании всех размещенных на их серверах ресурсах.

Что будет дальше

То, что происходит сейчас, обязательно повлияет на всю IT-отрасль, как положительно, так и отрицательно. К отрицательным относятся такие факторы, как снижение деловой активности в среде партнеров, ухудшение макроэкономики, волатильность рубля. К положительным — большое количество новых наработок и возросшая клиентская база.

В выигрыше окажутся e-commerce направления, связанные с информационной безопасностью, разработкой новых сервисов и решений. При этом инвестиции в инфраструктуру могут снизиться — инвесторы сейчас действуют осторожно, тщательно выбирают наиболее экономически оправданные варианты.

Выводы

Можно сделать ряд выводов из сложившегося положения:

  • Подавляющее большинство компаний в условиях самоизоляции были вынуждены уйти в онлайн. В дальнейшем, согласно опросам предпринимателей, они планируют продолжать активно вкладываться в продвижение в сети — оценили все преимущества дистанционного оказания услуг.
  • Некоторые владельцы бизнеса планируют поднять цены на 10% после полного окончания пандемии, чтобы отбить расходы, но большинство собирается оставить цены на том же уровне.
  • Предприниматели в полной мере оценили важность SEO и SMM продвижения, даже если раньше уделяли этому мало внимания.

В целом настроение рынка e-commerce скорее положительное — большинство руководителей и менеджеров не считает, что бизнес полностью разрушен и рассчитывают уже через 6-8 месяцев вернуться к прежнему объему прибыли или даже увеличить ее.