Когда мы думаем о Древней Греции и древних греках, обычно именно 5-й век привлекает наше безраздельное внимание. Это эпоха великих историков Геродота и Фукидида, великих драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила, гениального философа Сократа. 5-й век также считается веком, когда греки приняли свой блестящий эксперимент в области прямой демократии. В Афинах и других греческих городах-государствах были построены удивительные памятники человеческим достижениям. Это эпоха человеческих открытий и достижений – эпоха, которая с гордостью носит название классической.
Персидское вторжение в Грецию
Однако 5-й век был также веком войн и конфликтов. Между 490 и 479 годами до нашей эры в Грецию вторглись армия и флот Персидской империи. Греческие города-государства потеряли своих царей (за исключением Спарты) и приняли новую форму правления через советы граждан. Однако почти сразу же эти государства столкнулись с вторжением в Персидскую империю.
Царь Дарий (548-486 до н. э.) сумел создать Персидскую империю и теперь контролировал Малую Азию, включая греческий полис на западном побережье. В 499 году до нашей эры некоторые из этих полисов восстали против персов (эпизод, названный Ионийским восстанием). Афиняне оказали им поддержку, но восстание в конечном счете потерпело крах в 493 году до н. э. Дарий предложил теперь вторгнуться в материковую Грецию – его главной целью были Афины. Дарий послал свой флот через Эгейское море в 490 году и ждал известий о победе.
Персы высадились в марафоне, деревне к северу от Афин. Под командованием ополченцев греческие войска насчитывали всего 10 000 человек – а персидские-около 20-25 000. Греческие войска атаковали персов, захватили их в плен и выиграли сражение. Оставшиеся персы попытались напасть на Афины, но греческая армия отступила, и персы были вынуждены вернуться в Малую Азию. Победа в марафоне была одержана благодаря превосходному времени и дисциплине.
Дарий готовил второе вторжение, но умер (486 год до н. э.) прежде, чем его планы могли быть осуществлены. Эту задачу взял на себя Ксеркс (около 519-465 гг. до н. э.), который подготовил огромные силы для нападения с суши и моря. В 483 году до нашей эры Афинский государственный деятель Фемистокл (ок. 523-ок. 458 до н. э.) убедил своих собратьев-афинян построить флот из ста трирем. Он также наблюдал за укреплением гавани в Пирее. Опасаясь гибели от рук персов, в 480 году до нашей эры тридцать полисов заключили союз. Афины, Спарта и Коринф были самыми могущественными членами организации.
В 480 году до нашей эры Ксеркс послал в Грецию 60 000 человек и 600 кораблей. Греки заняли свою позицию в Фермопилах. Пять тысяч человек заняли свои позиции, чтобы защитить перевал в Фермопилах. Греки удерживали перевал, но в конце концов предательский грек повел персидские войска через холмы в тыл греческих войск,которые впоследствии были убиты. Тем временем греческий флот пытался задержать персидские корабли в Артемизии. Афиняне в конце концов покинули Афины, опередив персидскую армию. Персы прошли через аттический полуостров и сожгли Афины. Затем Фемистокл послал Ксерксу ложное послание, приказав ему немедленно нанести удар. Персы были захвачены и направили свой флот в узкий пролив между Афинами и островом Саламин. Более трехсот греческих кораблей протаранили персов, и тяжеловооруженные греческие солдаты поднялись на борт кораблей. Победа греков при Саламине была решающей. Однако персидские войска остались в Греции. Их окончательное изгнание произошло в 479 году до нашей эры в деревне Платея.
К 479 году до нашей эры греческие войска полностью покорили персидскую армию и флот. После персидских войн Афины стали самой доминирующей политической и экономической силой в греческом мире. Афинский полис, опираясь на силу своего Совета пятисот и собрания граждан, сумел получить контроль над конфедерацией городов-государств, которая постепенно стала Афинской империей.
Афиняне не только имели политическое руководство, основанное на принципах прямой демократии, как это было установлено Клисфеном , но и имели широкие торговые и коммерческие интересы в средиземноморском мире. Эти торговые интересы распространились по всему району Эгейского моря, включая Малую Азию, область, известную как Эгейский бассейн. Победы греков над персами обезопасили материковую Грецию от дальнейшего вторжения. Все греки испытали огромное облегчение оттого, что теперь они победили завоевателей. Но были и такие граждане, которые утверждали в собрании, что истинная победа греков последует только из полного поражения персов, а это означало перенос войны на саму Персию. И это именно то, что произойдет в V веке.
Тем временем десятки греческих городов-государств объединились в постоянный союз для ведения войны. Делегаты встретились на острове Делос в 478 году до н. э. союзники дали клятву союза, которая должна была длиться до тех пор, пока куски железа, брошенные в море, не поднимутся снова. Политика Делийской Лиги должна была устанавливаться собранием представителей, но управлялась адмиралом и десятью казначеями, назначенными Афинами. Афинскому лидеру Аристиду справедливому выпало назначить оценку в 460 талантов в год, которую государства-члены выплачивали наличными или в виде пилотируемых кораблей. С самого начала в делийской Лиге доминировали Афинская власть и лидерство. Делийская лига имела свои прецеденты: спартанская Лига, Ионийская Лига 499-494 годов до н. э. и Лига 481-478 годов до н. э. В конце концов греки освободили города Малой Азии, и к 450 году до н. э. война с персами подошла к концу.
Именно в это время мощь Афин ощущалась во всем греческом мире. И по мере того, как могущество Афин достигало новых пределов, их политическое влияние также начало расширяться. Афиняне заставили города-государства присоединиться к Делийской лиге против их воли. Они не позволили городам-государствам выйти из Лиги. А другим городам-государствам они просто отказывали во вступлении в Лигу. Афины разместили гарнизоны в других городах-государствах, чтобы сохранить мир и убедиться, что Афины получат их поддержку, как политическую, так и в плане выплаты дани Лиге. К 454 году до нашей эры Афинское господство в делийской Лиге стало очевидным – доказательством тому служит то, что сокровищница лиги была перенесена из храма Аполлона на острове Делос в храм Афины в Афинах. Платежи Делийской Лиге превратились теперь в платежи Афинской казне.
Эпоха Перикла
Примерно в это же время, в 450-430 годах до нашей эры, Афины достигли наибольшего успеха. В самом периоде доминировала фигура Перикла, и поэтому эту эпоху часто называют эпохой Перикла. Афинский государственный деятель Перикл (ок. 490-429 до н. э.) родился в знатной семье, получил хорошее образование и быстро достиг высшей власти как лидер афинской демократии. Хотя Перикл и принадлежал к аристократии, он предлагал афинянам много преимуществ и в результате заслужил их полную поддержку. Как ни странно, блага, которые он давал простым людям, были результатом ослабления аристократии, социального класса, из которого он происходил. Как отмечал историк Фукидид, " он управлял массами, а не позволял им управлять собой."
Перикл был человеком с сильным характером. Он был выдающимся оратором, что, как мы уже видели, было совершенно необходимо в политическом мире Афинского Собрания. Он также честно контролировал афинские финансовые дела. Перикл впервые поднялся на политическую высоту в 450-х гг. В это время Афинское руководство было убеждено в двух вещах: (1) продолжении войны с персами и (2) поддержании сердечных отношений со Спартой. Стратегия Перикла была прямо противоположной. В собрании он убедительно доказывал, что дело с Персией осталось в прошлом. Вместо этого он решил сосредоточиться на Спарте, которая, по его мнению, представляла прямую угрозу жизнеспособности Афинской империи. Как стало ясно к концу столетия, Спарта представляла собой серьезную угрозу. Причина этого довольно проста. С одной стороны, Спарта предпочла изолировать себя от дел других греческих городов-государств. С другой стороны, спартанский изоляционизм представлял собой прямую угрозу Афинам. Независимо от того, была ли угроза реальной, суть в том, что Спарта и Афины были обречены стать врагами.
Начиная с 450-х годов Перикл восстановил Афины, город, разрушенный годами войн с персами. Он использовал государственные деньги от Делийской Лиги, чтобы построить несколько шедевров греческой архитектуры V века, Парфенон и пропилеи.. Это, конечно, возмутило многих его сограждан, которые не раз нападали на него в собрании. Простые люди, однако, быстро поддержали Перикла по той простой причине, что он дал им работу и доход. При Перикле Афины стали городом Эсхила, Сократа и Фидия, человека, ответственного за все общественные здания и статуи.
В это время Перикл тоже встал на путь агрессивного империализма. Он подавил восстания и послал свои Афинские армии колонизировать другие области Малой Азии. И в то же время он пытался способствовать интеллектуальному совершенствованию Афинского гражданина, поощряя музыку и драматургию. Процветали промышленность и торговля. В 452/1 году до нашей эры Перикл ввел плату для присяжных заседателей и магистратов, чтобы бедность не мешала никому служить полису. Действительно, при Перикле Афины были восстановлены, и население приветствовало его как своего героя. Но на не слишком далеком горизонте были проблемы.
Пелопонесская война
Эти проблемы возникли во время Пелопоннесских войн 431-404 гг. до н. э. Как мы уже видели, Спарта боялась Афинского могущества – они считали, что Афины слишком быстро выросли как по численности населения, так и по военной мощи. И Афины, конечно, боялись спартанцев из-за их изоляционистской позиции. То, что мы имеем тогда, - это холодная война, ставшая горячей. Пелопоннесская война стала катастрофой для Афин. Главным результатом войны было то, что афинская империя была разделена, подданные Делийской лиги были освобождены, прямая демократия потерпела крах, а Перикл подвергся остракизму. Афиняне также потеряли самообладание, когда их демократия уступила место правлению тридцати тиранов. Главным результатом, однако, было то, что разрушение афинской власти сделало возможным македонское завоевание Греции .
К середине столетия произошло несколько столкновений между Афинами и Спартой и их союзниками. В 446 году до нашей эры был подписан договор о ненападении, который действовал в течение тридцати лет (своего рода разрядка, если хотите). Мир длился недолго. В 435 году до нашей эры между союзником Спарты Коринфом и Корсирой возникла ссора. В 433 году Корсира обратилась к Афинам с просьбой заключить союз. Коринфяне знали, что такой союз сделает войну неизбежной. Объединенная морская мощь Афин и Корсиры была самой большой в Греции, и Спарта рассматривала такой союз как прямую угрозу. В том же году афиняне потребовали, чтобы город Потидея разрушил свои оборонительные стены и изгнал своих правителей, что еще больше разъярило коринфян. Афины осадили город. Собрание Пелопоннесской Лиги собралось, и Коринфянам удалось убедить спартанцев, что война с Афинами была единственным решением.
Спарта хотела сломить боевой дух афинян, ежегодно нападая на Аттику, но афиняне просто отступали за свои укрепления, пока спартанские войска не отступили. Перикл отказался посылать на поле боя афинскую пехоту. Вместо этого он полагался на морские набеги на Пелопоннес. Более разрушительной, чем любое наступление спартанцев, была чума, свирепствовавшая в Афинах в 430 году. А на следующий год Перикл умер.
В течение следующих нескольких лет Афины и Спарта понесли столько потерь, что обе стороны были готовы положить конец конфликту. Никийский мир был подписан в 421 году до н. э. военные действия возобновились в 415 году, когда жители Сегесты (города на Сицилии) обратились за помощью к Афинам. Именно Алкивиад (около 450-404 гг. до н. э.) убедил Афинское собрание собрать большой флот и отплыть в Сицилию. Но именно Афинская кампания против Сиракуз в конечном счете привела к катастрофе. В 413 году афинский флот проиграл решающую битву. Отступая, они были отрезаны и уничтожены. Фукидид сообщал, что " немногие из многих вернулись домой."
Война затянулась еще на восемь лет. Спарта обратилась за решительной помощью к Персии. В 405 году спартанский Адмирал захватил афинский флот в Эгоспотах, на берегах Геллеспонта. На следующий год Афины, вынужденные подчиниться, отказались от контроля над своей империей и были вынуждены снести ее оборонительные стены. К 404 году до нашей эры Спарта "освободила" Грецию и установила олигархический режим (тридцать тиранов), который просуществовал до следующего года.
После смерти Перикла и беспорядков Столетней войны греческие города-государства и прямая демократия пришли в упадок. Причина в том, что сначала один полис, а затем и другой поднялись, вышли из Делийского Союза и стали сами распоряжаться своими делами, не попадая под сферу Афинского влияния. Спарта взяла на себя руководство городами-государствами. Потом настала очередь Фив, потом Корсиры, потом Коринфа, снова Спарты. Эта фрагментация и политический беспорядок оставили открытой дверь для политической власти, которая пришла из совершенно другой области Греции-Македонии. При Филиппе II Македония процветала благодаря дипломатии и военной агрессии. Филипп воспользовался общим беспорядком на аттическом полуострове и распространил свою власть на центральную Грецию. Его войска разгромили ослабленные Афины. Фактически Филипп получил контроль над всеми важными греческими городами-государствами, за исключением Спарты. Филипп был убит в 336 году до нашей эры, и ему наследовал его сын Александр III. при Александре македонская империя выросла и стала самой большой империей в древнем мире – даже больше, чем Римская империя в ее расцвете. Александр Македонский вторгся в то, что осталось от персидской Империи, и получил контроль над Малой Азией. Большая часть Египта пала под его войском. Его армии прошли на восток до реки Инд на западной границе Индии, прежде чем он умер от лихорадки в 323 году до нашей эры в возрасте тридцати трех лет .
Греческая культура в эпоху классицизма
Период с 500-323 до н. э.-Это классический или Эллинский период греческой цивилизации. Блеск классического греческого мира покоился на смешении старого и нового. Из прошлого пришла глубокая религиозная вера в справедливое действие богов и достижение добродетели в полисе. Такая история помогла развить особый греческий "ум", в котором первостепенное значение имели личность и рационалистический дух. Классический греческий мир был, по существу, искусным сочетанием этих качеств.
Афины никогда не объединяли всю Грецию. Однако его культура была неоспорима. Торговые пути из Эгейского моря доставляли людей и их идеи отовсюду в Великий культурный центр Афин. Благодаря своей экономической инициативе Афинский полис был достаточно богат, и Перикл щедро раздавал это богатство афинянам в самых разнообразных формах.
Например, Афинский полис спонсировал производство драм и требовал, чтобы богатые граждане оплачивали расходы на производство. В начале каждого года драматурги представляли свои пьесы архонту, или главному магистрату. Каждый комик представлял на рецензию одну пьесу; те, кто писал трагедии, должны были представить набор из трех пьес, плюс послесловие, называемое пьесой сатира. Именно архонт выбирал те драмы, которые считал лучшими. Архонт выделил каждому трагику своих актеров, оплачиваемых за государственный счет, и продюсера (хорега). В назначенный день Афинская публика собиралась в театре Диониса на южном склоне Акрополя, платила за вход два обола и была свидетельницей ряда пьес. Судьи по жребию вручили призы поэту (корона плюща), актеру (надпись на государственном листе в Агоре) и хорегу (Триумфальная табличка).
Афинские драматурги были первыми художниками в западном обществе, которые исследовали такие основные вопросы, как права личности, требования общества к личности и природа добра и зла. Конфликт, основа жизни, является постоянным элементом Афинской драмы.
Эсхил (525-456 до н. э.), первый из великих афинских драматургов, был также первым, кто выразил агонию человека, оказавшегося в конфликте. В своей трилогии пьес "Орест" он обращается к темам предательства, убийства и примирения. Первая пьеса, "Агамемнон", изображает возвращение Агамемнона с Троянской войны и его убийство женой Клитемнестрой и ее любовником. Во второй пьесе носители возлияний, Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры, мстит за смерть своего отца, убивая свою мать и ее любовника. В последней пьесе, "Эвмениды", происходит искупление грехов Ореста. Фурии, богини, отомстившие за убийство, требуют смерти Ореста. Когда присяжные на процессе Ореста отдали шесть голосов за осуждение и шесть за оправдание, Афина отдала решающий голос за милосердие. Эсхил использовал Эвменидов, чтобы призвать разум и Справедливость к примирению фундаментальных человеческих конфликтов. Подобно Солону, Эсхил верил, что миром правит божественная справедливость, которую нельзя безнаказанно нарушать. Когда люди проявляли высокомерие (гордыню или высокомерие), которое заставляло их выходить за пределы умеренности, они должны были быть наказаны. Другой распространенной темой было то, что через страдание приходит знание. Действовать в соответствии с божественным порядком означало осторожность и умеренность.
Дальнейшие комментарии к Софоклу и интернет-ресурсам Софокл (496-406 до н. э.), главный драматург второго поколения, также касался личных и политических вопросов. В своей "Антигоне" он исследовал отношения между индивидом и государством, исследуя конфликт между узами родства и требованиями полиса. Почти все пьесы Софокла отстаивают превосходство божественного закона над человеческими пороками. Другими словами, люди должны исполнять волю богов, даже не вполне понимая ее, ибо Боги стоят за справедливость и порядок.
Однако, в то время как Эсхил сосредоточился на религиозных вопросах, Софокл имел дело с извечной проблемой благонамеренных людей, борющихся, неразумно и тщетно, против своей собственной судьбы. Герои трагедий Софокла сопротивляются всем предостережениям и неизбежно сталкиваются с катастрофой. В "Царе Эдипе" Эдипа предупреждают не разгадывать тайну своего рождения, но он настаивает на поиске истины о себе (что он невольно убил своего отца и женился на своей матери). События развиваются не так, как планировал Эдип, - индивид не способен влиять на универсальные законы человеческого существования.
Дальнейшие комментарии Еврипида и интернет-ресурсы Еврипид (ок. 480-406 до н. э.), последний из трех великих греческих трагических драматургов, также исследовал тему личного конфликта внутри полиса и глубины личности. С Еврипидом драма вступает в новую, более личную фазу – боги были гораздо менее важны, чем люди. Еврипид рассматривал человеческую душу как место, где борются противоположные силы, где сильные страсти, такие как ненависть и ревность, вступают в конфликт с разумом. Суть трагедии Еврипида заключается в ущербном характере-мужчины и женщины, которые приносят несчастье себе и своим близким, потому что их страсти подавляют их разум.
Именно рационалистический дух греческой философской мысли V века пронизывает трагедии Еврипида. Он подвергал критическому анализу проблемы человеческой жизни и бросал вызов Афинским условностям. Аристофан критиковал Еврипида за то, что он ввел искусство рассуждения в драму
Греки классической эпохи не только усовершенствовали искусство драмы, но и комедии. Аристофан (ок. 448-ок. 380 до н. э.) был страстным любителем города и безжалостным критиком чудаков и шарлатанов. Он высмеивал выдающихся генералов, порой изображая их не более чем идиотами. Он ехидно отзывался о Перикле и подшучивал над Сократом и Еврипидом. Даже в разгар Пелопоннесской войны Аристофан провозгласил, что мир предпочтительнее войны. Подобно Эсхилу, Софоклу и Еврипиду, Аристофан использовал свое искусство, чтобы драматизировать свои идеи о правильном поведении гражданина и ценности полиса.
Опыт персидской и Пелопоннесской войн также способствовал развитию зачатков исторической письменности. Именно в классическую эпоху мы встречаемся с отцом истории Геродотом (485-425 до н. э.). Родившийся в Галикарнасе, в Малой Азии, Геродот много путешествовал, прежде чем поселиться в Афинах, интеллектуальном центре греческого мира. В своей книге "История" Геродот описал возникновение Персидской империи, происхождение Афин и Спарты, а затем описал законы и обычаи египтян. Масштабы этой истории потрясающи. Не имея ни газет, ни средств связи, ни возможности путешествовать, Геродот написал историю, охватывающую все основные события Древнего Ближнего Востока, Египта и Греции.
Начало Пелопоннесской войны побудило Фукидида (ок. 460-ок. 400 до н. э.) написать историю ее хода, полагая, что это будет величайшая война в греческой истории. Будучи Афинским политиком и полководцем, Фукидид принимал активное участие в войне, пока не был изгнан за поражение. Изгнание давало ему время и возможность расспрашивать очевидцев о подробностях событий и посещать настоящие поля сражений. Поскольку он был аристократом-аристои – он имел доступ к внутренним кругам, к людям, которые принимали решения. Фукидид считал Пелопоннесскую войну крайне разрушительной для греческого характера. Он заметил, что старые, благородные и простые падают перед честолюбием и жаждой власти. Он решительно отвергал всякое представление о том, что боги вмешиваются в человеческие дела. По его мнению, судьба мужчин и женщин была полностью в их собственных руках.
Было сказано, что греки-это первое древнее общество, с которым современное западное общество (то есть со времен Возрождения) чувствует некоторую близость. Древние греки явно были народом, который воевал и порабощал людей. Они часто не соответствовали своим собственным идеалам. Однако их достижения в области искусства, архитектуры, поэзии, трагедии, науки, математики, истории, философии и управления были высочайшего порядка и достойны подражания со стороны римлян и других народов. Западная мысль начинается с греков, которые впервые определили человека как личность, обладающую способностью использовать свой разум. Поднявшись над магией и суевериями, к концу V века греки открыли средства для того, чтобы придать рациональный порядок природе и человеческому обществу.
Греки также создали концепцию (если не совсем реальность) политической свободы. Государство было задумано как сообщество свободных граждан, которые принимали законы в своих собственных интересах. Как прямая демократия, например, афинский гражданин обсуждал, обсуждал и голосовал по вопросам, которые затрагивали его непосредственно. Греческое открытие, что человек (гражданин) способен управлять собой, было глубоким.
В основе греческих достижений лежал гуманизм. Греки выражали веру в ценность, значимость и достоинство личности. Человек должен полностью развить свою личность в городе-государстве, развитие которого, в свою очередь, создало бы также и здоровый город-государство. Стремление к совершенству-Арете-было первостепенным. Такое стремление требовало усилий, дисциплины и ума. Человек был хозяином самого себя.