В своем превью Гран При Венгрии я назвал одну из причин смотреть эту гонку: “Венгрия — родина сюрпризов”. И ведь не обманул же. Хунгароринг сначала дал нам дозу реального положения дел в квалификации, а потом выдал немного хаотичного веселья в воскресенье. Прошедшая гонка преподнесла нам множество сюрпризов, пусть и не связанных с именем победителя этого самого Гран При.
С победителем вообще не может быть сюрпризов, похоже. Мерседесы в целом и Льюис Хэмилтон лично ну слишком хороши. “Черные стрелы” привезли всем по секунде (!) преимущества в квалификации, и выиграли Q2 на более жесткой резине. Хэмилтон приехал впереди Ферстаппена в гонке, несмотря на один лишний пит-стоп, а Боттас с этим же самым лишним пит-стопом и полностью проваленным стартом приехал меньше чем в секунде за голландцем. Мерседесы выигрывают абсолютно всё в Формуле 1 уже седьмой год подряд, и, за исключением уже кажущихся случайными успехов Феррари в 2017-2018 сезонах, выигрывают без какой-либо конкуренции. У них нет какой-то особенной фишки, ведь гигантское преимущество мотора образца 2014-2016 годов, кажется, позади — они просто строят лучшие, самые быстрые машины на свете, быстрые на каждом участке каждой трассы, не допускают ошибок по тактике, их пилоты не делают глупых ошибок на трассе. Даже пресловутый DAS, по-большому счету, просто очень технологичная грелка для шин, а не устройство, позволяющее ехать на 20 км/ч быстрее всех остальных. Вот он, современный порядок Формулы 1 — Мерседесы впереди, а все остальные где-то сзади — и этот порядок незыблем, и продлится он до того самого момента, пока Мерседесам не надоест.
И ровно настолько, насколько это заслуга Мерседесов, настолько же это провал всех их конкурентов. Венгрия показала нам, что ни одна команда из всего пелетона за все семь лет так и не приблизилась к немцам. Феррари — два года какой-никакой борьбы, но в целом — провал за провалом. То машина не едет, то пилоты не очень, то теперь движок был нелегальным, завтра окажется что колеса недостаточно круглые. Ред Булл — ни одной серьезной заявки на борьбу за титулы, сначала бесконечные жалобы на то что “у Рено моторы отвратительные”, потом “этот год вместе с Хондой — переходный”. А сейчас оказывается, что они просто-напросто построили отвратительный болид (относительно Мерседесов и самих себя образца прошлого года) и винить, в целом, больше некого. МакЛарен — их можно похвалить за смелость притащить Хонду в Формулу 1 в своё время, но закончилось это неудачей и какой-либо борьбы с Мерседесами не намечается ни сейчас, ни в обозримом будущем. Особенно если менять моторы каждые два года. Рено — ну, тут можно только развести руками. Гигантский автоконцерн, пришедший в Формулу 1 аж в 2016 году, и выкупивший не самую последнюю команду, последние 5 лет занимается исключительно тем, что бултыхается где-то на задворках топ-10. Сначала были “переходные годы”, потом тотальные проигрыши своим же клиентам из Ред Булла и МакЛарена.
И бесконечно забавно на этом фоне смотрятся претензии от Рено (официальные) и от всех остальных (словесные) в сторону Рейсинг Поинта. Мол, скопировали они болид Мерседеса образца прошлого года и теперь надирают нам всем зад. Ах, как это нелегально, неспортивно и некрасиво, говорят они. Некрасиво — это каждый год менять пилотов, думая что проблема в них, а не в вашей машине. Неспортивно — это читерить с двигателем и подставлять не только себя, но и всех своих клиентов, которые в дизайне двигателя никакого участия не принимают. Нелегальной должна быть такая растрата талантов Макса Ферстаппена за рулем посредственных болидов, построенных на огромные бюджеты. А Рейсинг Поинт — большие молодцы и я очень надеюсь, что ФИА не признает их копии Мерседесов не соответствующими правилам, и они продолжат выступать лучше Феррари, Рено, МакЛаренов и даже, возможно, Ред Буллов. “Формуле 1 без Мерседесов” давно нужна была встряска, какой-то новый расклад сил.
И вот этот самый новый порядок оказался прекрасно виден в квалификации Гран При Венгрии. Два Мерседеса и два Рейсинг Поинта впереди всех остальных — и только за ними уже немного взбодрившиеся Феррари, Ферстаппен седьмой на совершенно не едущем Ред Булле, МакЛарены и Гасли замыкают первую десятку. Надо сказать что Ред Булл все еще выступает в основном только одной машиной, особенно в квалификации. Албон квалифицировался 13-м, позади Уильямса Рассела и это при отсутствии каких-либо дополнительных проблем с его болидом. Начинает складываться ситуация, чрезвычайно похожая на прошлый год — вторая машина Ред Булла не едет, а в это время в бывшей Торо Россе прозябает очень талантливый пилот. Только талантливый пилот на этот раз Гасли, и, скорее всего, в Ред Булл ему уже не попасть.
Самыми главными неудачниками оказались все клиенты моторов Феррари и Даниил Квят, а вот пресловутый Уильямс выступил очень неплохо. Две машины в Q2, достойное 12-ое место — у них явно есть квалификационный темп, жаль что только нет гоночного.
После квалификации надежды на интересную гонку таяли, ведь такая квалификация в стиле “каждой твари по паре”, когда в топ-10 каждая команда занимает одну линию стартовой решетки, обычно свидетельствует о том, что разрывы в темпе между командами очень существенные и на серьезную борьбу надеяться не стоит. Но Венгрия — воистину родина сюрпризов, и в гонке мы получили их очень много.
Первый сюрприз произошел еще до старта гонки. С утра прошел достаточно сильный дождь, и трасса к моменту старта гонки была все еще мокрой. Макс Ферстаппен не удержал машину на установочном круге (пилоты довозят болиды до их места на стартовой решетке самостоятельно, делая почти полный круг из боксов) и сломал себе передний спойлер и рулевую колонку. До старта оставалось от силы минут 15, и казалось что гонка Макса закончена, не успев начаться — но нет, механики Ред Булла совершили чудо и он таки стартовал. Причем стартовал так хорошо, что на втором повороте уже оказался третьим. В этой гонке Макс опять выступал в классе “Формула Ферстаппен”, и его опять добрую половину гонки преследовал Боттас, полностью проваливший старт. По итогу Ферстаппен разделил два Мерседеса, но его гоночный темп, был, конечно, несравним с “черными стрелами” — будь Боттас хоть чуть-чуть более расторопным на старте, Мерседесы приехали бы на обе верхние ступени подиума.
Буквально спустя несколько кругов после старта все поняли, что трасса достаточно подсохла для “сухой” резины, и бросились переобуваться. Феррари устроили пару сюрпризов для обоих своих пилотов — Феттель попал в поток машин на питлейне, и долго не мог выехать из боксов после смены резины, а Леклеру команда запорола стратегию, обув того в софт, который явно не работал в условиях гонки. Еще в неудачниках этого хаотичного переобувания оказались МакЛарены и, совершенно внезапно, Латифи. Латифи провел старт и первые несколько кругов просто великолепно, и ехал десятым к моменту пит-стопа, когда команда выпустила того прямо под колеса Сайнса. Ни Латифи, ни Сайнс в контакте виноваты не были — тут вина исключительно механиков, но закончилось всё проколом и разворотом для пилота Уильямса, а потом тот еще был вынужден целый круг ехать до боксов, на, фактически, трех колесах.
А вот кто максимально выиграл от всего этого хаоса, так это команда Хаас. Оба болида американской команды заехали за сликами еще до старта, когда завершали свои разогревочные круги, и оказались в какой-то момент гонки на третьем и четвертом местах. Невероятно, но они даже не слишком быстро потеряли свои честно заработанные позиции — да, в итоге оба пилота откатились назад, и только Магнуссен зацепился за очки — но на такой невероятно слабой машине это было весьма и весьма достойной гонкой. Еще один сюрприз поджидал Хаас сразу же после финиша — оказывается, говорить пилотам о том, что им стоит заехать в боксы за новой резиной во время прогревочного круга нельзя. Дурдом. ФИА выдали обоим пилотам по 10 секунд штрафа, и для Магнуссена это означало десятое место вместо девятого.
К середине гонка успокоилась, и только два пилота значительно меняли свое положение в общем распорядке — стремительно возвращающийся на подиум Боттас и чуть менее стремительно возвращающийся в топ-6 Албон. Второй пилот Ред Булла после раунда пит-стопов оказался в плотной компании болидов Феррари, и так и провел с ними весь остаток гонки, сначала обогнав обоих, потом отдав одну позицию Феттелю после вторых смен резины, а потом вновь обогнав немца, приехав в итоге пятым. Учитывая стартовую позицию Албон провел гонку неплохо, но кто ж виноват в том, что он так низко квалифицировался?
Вот у кого гонка не задалась — так это у Леклера и обоих пилотов МакЛарена. Монегаск, получив отвратительную стратегию от Феррари, оказался вне борьбы за топ-6, а потом и вовсе вывалился за пределы очковой зоны. Где, собственно, МакЛарены провели всю гонку, оказавшись там после старта — позади Хаасов и внезапно выстрелившего Риккардо. Оба пилота британской команды оказались не в состоянии прорваться обратно, и только Сайнс с огромным трудом зацепился за десятое место благодаря сходу Гасли и бедам Леклера. Еще в неудачники можно записывать Альфы Ромео и Уильямсы. Обе эти команды оказались далеко позади по гоночному темпу и борьбы навязать не могли никому.
Боттас не смог догнать Ферстаппена, а тот, в свою очередь, безнадежно отстал от Хэмилтона, и именно таким предстал перед нами подиум. Кстати да, Хэмилтон выиграл эту гонку. Ну а кто еще, собственно. Льюис уже на четвертом круге был впереди всех на восемь секунд! Только пятеро оказались в одном с ним круге на финише, а могло быть и меньше, потому что Льюис решил заехать за свежей резиной в конце гонки, чтоб показать лучший круг. Это была настоящая “гонка без лидера”, потому что лидер был настолько безнадежно впереди, напоминающая мне о временах Шумахера. А еще эта гонка была без Стролла. Канадец, ни разу не ошибся за всю гонку, оказался в какой-то момент четвертым, спокойно и уверенно довез машину до финиша и смотрелся крайне выигрышно на фоне своего партнера по команде, старт проигравшего. Я не уверен что хоть раз видел Стролла на экране, насколько чистой и скучной была его гонка. Скорость Рейсинг Поинта была не настолько безоговорочно второй, как в квалификации, но для того чтоб не дать Албону ни одного шанса его хотя бы догнать — достаточной.
Гран При Венгрии оказался прекрасным напоминанием о порядке и хаосе в Большом цирке образца 2020 года. Порядке — потому что расклад сил очень простой, сначала Мерседесы, потом все остальные, потом Уильямс. Хаосе — потому что “все остальные” выглядят крайне неустойчиво и даже кажущееся второе место Ред Булла может быть обманчивым. Их машина далеко не так сильна, а Ферстаппен не будет творить чудеса каждый Гран При. Что уж говорить о прочей середине пелетона. Скоро нас ждут два Гран При Великобритании, на которых, опять же, может быть что угодно. Ну, кроме проигрыша Мерседесов, разумеется.
Оценки всем пилотам и командам, расставлены по порядку кубка конструкторов прошлого сезона:
Уильямс — 1/5
Неплохая квалификационная форма, абсолютно никакущая форма в гонке. Еще и Латифи запороли гонку.
Джордж Рассел — 3/5
Великолепная квалификация и провал на старте. Звучит уже привычно.
Николас Латифи — 4/5
Латифи, может, прям хорошей оценки и не заслужил, но его по-человечески жаль.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Хаас — 3/5
Гении стратегии. Но машина все еще очень слабая.
Кевин Магнуссен — 5/5
Магнуссен сделал абсолютно все от него зависящее и заработал очень важное для Хааса очко.
Роман Грожан — 4/5
Грожан сделал чуть меньше, но он помог партнеру по команде и тоже молодец.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альфа Ромео — 1/5
Для Альфы этот уикенд — полнейший провал.
Кими Райкконен — 3/5
Райкконен говорит, что он будет в Формуле 1 только пока ему это доставляет удовольствие. У меня есть серьезные сомнения что он останется на 2021 год.
Антонио Джовинацци — 3/5
Джовинацци на 2021 год наверняка останется, но он, наверно, удовольствия тоже не получает.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Рейсинг Поинт — 5/5
Рейсинг Поинт — практически вторая по темпу команда. Это великолепный результат.
Серхио Перес — 3/5
Перес провалил старт и приехал седьмым, а мог быть четвертым или пятым.
Ланс Стролл — 5/5
Образцовая гонка, отличный результат.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альфа Таури — 2/5
Как-то не клеится сезон у младшей команды Ред Булла, скорости нет, а тут и быстрейший из двух пилотов сошел со сгоревшим мотором.
Пьер Гасли — N/A
У Гасли проблемы с машиной начались еще в пятницу, и гонка в результате закончилась бесславно.
Даниил Квят — 2/5
Закончил квалификацию в Q1, в гонке не блистал. Это был не уикенд Квята.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Рено — 3/5
Рено продолжает быть где-то в хвосте первой десятки. А я продолжу ставить им оценку “ну норм”.
Даниэль Риккардо — 5/5
Риккардо в очередной раз исправил плохую квалификацию и заработал несколько очков.
Эстебан Окон — 2/5
Окон смотрелся блеклой тенью на фоне напарника весь Гран При и в гонке себя никак не проявил.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
МакЛарен — 2/5
Это был не самый удачный уикенд для МакЛарена, особенно на фоне отличных австрийских.
Ландо Норрис — 3/5
Норрис в этот раз никаких блестящих кругов не выдал, а просто проехался по венгерскому автодрому.
Карлос Сайнс — 4/5
Сайнс немного исправил ситуацию, доехав до очковой зоны.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Ред Булл — 4/5
Ред Буллу очень сложно ставить оценку за Венгрию. Второе место Ферстаппена здесь ощущалось как второе место Леклера в Австрии — некой аномалией. Считайте что эта оценка завышена за великолепную работу механиков перед стартом.
Макс Ферстаппен — 5/5
Сначала почти запорол себе всю гонку, а потом приехал на второе место.
Александр Албон — 3/5
Опять огромное отставание в квалификации, опять неплохая гонка, опять невероятно далеко от Ферстаппена.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Феррари — 3/5
Это был неплохой уикенд, ну, если учитывать что Феррари — средненькая такая команда.
Шарль Леклер — 4/5
Шарль оказался жертвой ошибки стратегов. Учитывая что его ждет еще пять лет в Феррари — надо привыкать.
Себастьян Феттель — 4/5
В целом гонка у Феттеля была неплоха, сдержал бы Албона — получил бы пятерку.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Мерседес — 5/5
Абсолютная доминация.
Льюис Хэмилтон — 5/5
Очередной идеальный уикенд от Льюиса.
Валттери Боттас — 3/5
Провалил старт и не занял второе место. С такой машиной — слабовато.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Положение в личном зачете после Гран При Венгрии:
Положение в командном зачете после Гран При Венгрии:
Подпишитесь на канал в Телеграме, будем ждать Гран При Великобритании вместе!