От p. della Spagna (площадь Испании) можно пройти по via Propaganda (ул. Пропаганда) дойти до церкви Сант-Андреа-делле-Фратте (Chiesa di S. Ftatte, XII, позднейшие реконструкции). Когда церковь начинали строить, в этом месте проходила городская граница и рос лес. Отсюда название (fratte в переводе с итальянского-чащоба). В XVII в. крышу, купол и колокольню перестраивал барромини. Внутри заслуживают внимания оригиналы двух ангелов, созданных Бернини для моста Сант-Анджело. Заказчик, папа Климент IX, счел их столь ценными, что не решился выставить под открытым небом.
От p. della Spagna к p. del Popolo (площадь Пополо) ведет via del Babuino (ул. Бабуино), получившая название из-за фонтана, украшенного статуей Силена. Римляне сочли статую слишком уродливой и прозвали "бабуином". По другой версии "бабуином" называлась статуя Фавна. На via del Babuino исстари селились иностранцы, для нужд которых строили харчевни, гостиницы и трактиры.
Интересна греко-католическая церковь Сант-Атанасио-дельи-Гречи (Chiesa di S. Atanasio degli Greci, архитектор Дж. делла порта, 1572-1585), в которой совершают литургию по византийскому обряду.
Параллельно via del Babuino идет via Margutta (ул. Маргутта) со студиями художников и мастерскими скульпторов. В одном из домов этой живописной узкой улочке некоторое время жили Федерико Филлини и Джульетта Мазина. И до сих пор римские поэты читают здесь стихи под сенью фигового дерева, любимого великим режиссером.
На via del Babuino находится лучший римский магазин туристической литературы, в котором можно приобрести путеводители, атласы, художественные альбомы и т.п. Эта улица выведет на p. del Popolo (площадь Пополо), которая открывается городскими воротами Порта-Фламиния (Porta Flaminia). С севера к воротам подходила древняя дорога Фламиния, проложенная в III в. до н.э. По этой дороге двигались римские легионы, отправляющиеся завоевывать северные народы. Через порта-Фламиния шли паломники, въезжали все путники, прибывавшие в город с севера. В 1494 г. через эти ворота в Рим торжественно вступил Карл VIII. В 1655 г. через них въехала Кристина Шведская, о чем гласит надпись на памятной доске. От Порта-Фламиния впервые увидели Вечный город Данте (1300), Рабле (1535), Моцарт (1770), В.А. Жуковский (1838), Н.В. Гоголь (1840).
Первые римские стены относятся к VI в. до н.э. Постепенно город рос, расширялся и богател. В 271-275 гг. император Аврелий начал строить новые стены, включив в них старые акведуки и башни. Длинна оборонительных городских стен составляет около 19 км. Ремонтные работы проводились в IV в., а реставрационные-в XVII, однако первоначальная форма укреплений осталась практически неизменной. Участок высокой стены, тчнувшийся от Порта-Фламиния, выстроен по кривой и называется Муро-Торто (Muro Torto, Кривая стена).
На p. del Popolo стоит церковь Санта-Мария-дель-Пополо (Chiesa di S. Maria del Popolo, 1099, реконструкция 1472). Она построена на том самом месте, где ранее был похоронен император Нерон. В средние века римляне были уверены, что в гробнице проклятого императора поселилась нечистая сила. В 1099 г. папа Пасхалий II велел выбросить прах Нерона в Тибр и разрушить гробницу, а на ее месте поставить церковь, посвященную Богоматери.
Над украшением храма работали известные мастера эпохи Возрождения: художники Пинтуриккью и Рафаэль, архитекторы Бернини, Браманте и Сансовино.
Главный алтарь украшает картина "Мадонна-дель-Пополо" (XIII). Слева от главного алтаря, в капелле Черази, хранятся два полотна Караваджо: "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра", а так же "Вознесение Богоматери" Караччи.
Капелла Киджи (первая слева от входа), где похоронены братья-банкиры Киджи, выполнена по проекту Рафаэля. Мозаика в куполе также сделана по картону Рафаэля, и по его же эскизам ученик великого художника Лоренцетто исполнил фигуры Ионы и Илии. Вторая пара пророков-Авакум и Даниил-работа Бернини. "Рождество Девы Марии" в алтаре капеллы написано художником Себастьяно дель Пьомбо. Мозаичный пол датируется XVII в. P. del Popolo возникла в XVI в. в результате деятельности папы Сикста V, который приказал проложить сквозь римские "джунгли" три расходящиеся лучами главные транспортные магистрали-via di Ripetta (ул. Рипетта), via del Corso (Корсо) и via del Babuino (ул. Бабуино). Такая трехлучевая планировка (Tridente, Трезубец) на долгое время стала определяющей в европейской архитектуре.
Точки схождения проспектов украшают жемчужины барокко-церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто (Chiesa di S. Maria di Montesanto) и Санта-Мария-деи-Мираколи (Chiesa di S. Maria dei Miracoli)-обе выполнены по проекту архитектора К. Райнальди, который сумел добиться иллюзии полной симметрии построек, тогда как Санта-Мария-деи-Мираколи круглая в плане, а Санта-Мария-ди-Монтесанто-овальная. Она стала такой потому, что архитектор был вынужден "втискивать" здание в существующий ансамбль, и таким образом, круг превратился в овал.
В 10 г. до н.э. после покорения Египта в Рим перевезли обелиск (высота 24м, с пьедесталом около 37м, возраст 3400 лет) и установили его на арене Большого цирка. С течением времени обелиск разрушался и уходил все глубже в землю, пока не исчез совсем под землей. По распоряжению папы Сикста V на арене Большого цирка начали раскопки. В ходе раскопок нашли фрагменты обелиска, которые в 1589 г. архитектор Дж. Фонтана отреставрировал, его назвали обелиском Фламиния и установили на p. del Popolo.
В 1824 г. обелиск Фламиния окружили фонтанами в виде четырех мраморных львов-копий античных львов, стоящих у подножья Капитолия. Центральная мраморная чаша, сделанная по рисунку Дж. делла Порта, стоит на фрагменте колонны из Золотого дома Нерона. Ведущие к фонтану ступени выполнены по рисунку архитектора Валадье (XIX).
P. del Popolo окружена балюстрадой, украшенной скульптурными аллегориями времен года. На склонах холма устроены живописные террасы. В 1936 г. здесь соорудили каскад, по которому течет вода из древнего акведука Аква-Верджини.
В наши дни p. del Popolo и раскинувшиеся над ней сады Пинчо-одно из любимых мест отдыха римлян и многочисленных туристов. Площадь красиво подсвечивается, а из садов Пинчо открывается один из лучших видов на город.