Найти тему
Ясно Понятно

Атлант склеил ласты. Чем глобальный кризис грозит России и россиянам

Оглавление

Reuters
Reuters

Падение доходов россиян во II квартале стало самым сильным за всю историю наблюдений Росстат. Однако произошло оно – парадокс! – на фоне восстановления зарплат. Как такое возможно и почему в России экономические кризисы – теперь не для всех? Что будет происходить дальше?

Богач, бедняк

Реальные располагаемые доходы россиян во II квартале снизились на 8%, отчитался Росстат. Однако такой обвал происходил на фоне восстановления реальных зарплат: в мае они увеличились на 1% после спада на 2% в апреле. Но как же так?

Все дело в устройстве российской экономики. Казалось, что она была полностью закрыта на «вирусные каникулы» с начала апреля по середину мая. Однако многие предприятия и даже целые ключевые отрасли (нефть и газ, металлургия, тяжелое машиностроение) продолжали работать на фоне эпидемии. И зарплаты там платили исправно и даже могли увеличить за счет сокращений рабочих мест. Но это значит, что во всех иные секторах, а особенно в теневом, история с заработками складывалась намного более драматично.

В России по разным оценкам до трети экономики сот составляет теневой сектор. И, скорее всего, именно по нему, а также по частному бизнесу кризис нанес мощнейший удар. Основной причиной снижения реальных доходов во втором квартале стало падение тех зарплат, которые находится за пределами формального фонда оплаты труда, считают аналитики. Эти доходы просели на 12,4%. При этом доходы от предпринимательства, собственности и скрытые доходы вместе снизились на 33,5% в годовом выражении.

То есть из кризиса Россия начинает выходить приблизительно в таком состоянии. Государственные предприятия и крупный окологосударственный бизнес получили болезненный удар, но пока что не более. При этом малый и средний бизнес, особенно теневой, оказались на грани или за гранью краха. Все это происходило на фоне скачка безработицы.

Сословия на посткризисной развилке

С развитием путинской «эпохи стабильности» в российской экономике все более отчетливо видны два ключевых тренда: государство и «сословия», которые являются его фундаментом (силовики, чиновники, окологосударственные бизнесмены и банкиры) выходят из экономических кризисов без тяжелых потерь.

При этом частный и особенно малый и средний бизнес, «гаражная экономика», владельцы какой-то приносящей доходы собственности подвергаются разгрому. Нет, государство не бросает их на произвол судьбы. Оно делает заявления о помощи бизнесу, дает какие-то смешные деньги «на бедность», откладывает (но не прощает!) обязательные платежи.

Но российская практика последних десяти лет выглядит так. Мы спасаем государево добро и людей (про бояр тоже не забываем), да и то стараемся не тратить на это много средств. Кидаем деньги совсем бедным, но при этом в целом равнодушно смотрим на то, как частный бизнес выплывает из омута кризиса. Или не выплывает. И это выводит нас на развилку возможностей:

1. Огосударствление российской экономики будут продолжаться. Частный бизнес будет либо исчезать, либо уходить под крыло крупных олигополистов, которые опять же тесно связаны с государством. Российская экономики все больше будет напоминать советскую, с поправкой на свою (псевдо-) рыночность. Если добавить сюда тренд на изоляционизм и санкционное давление, сравнение с СССР станет еще более точным. Это процесс может быть весьма длительным.

2. Государство в какой-то момент сломается и не сможет оказывать поддержку даже тем социальным и экономическим стратам, которые для него важны. Это приведет к масштабному краху и новому витку «дикого капитализма» а-ля 90-ые со всеми вытекающими последствиями.

Не погибнуть под обломками глобального мира

Однако стремительно меняющийся мировой политэкономический ландшафт может заставить смотреть на вещи под иным углом. Пандемия коронавируса и последующий мощный кризис показали, что «невидимая рука рынка» дрожит и с такими вызовами не справляется. Как в значительной мере не справляются и государства – как демократические, так и авторитарные.

Но именно на государства на данном этапе ложится ответственность за то, как будет развиваться мировая экономика в будущем. И пока что ведут они себя эгоистично и неэффективно. Хороший пример – продолжающийся вот уже три дня саммит ЕС, на котором главы европейских государств пытаются договориться о спасении континента от кризиса. Но вполне могут разъехаться по домам ни с чем.

И пока мировой бизнес зализывает раны, а вчерашние партнеры не способны договориться, в выигрыше могут оказаться автаркические режимы. Которые уже много лет живут отсеченными от мировых рынков технологий и капитала и стараются выживать и развиваться за счет внутренних ресурсы. И России относится к их числу.

И теперь, когда выяснилось, что глобальный рынок и – даже шире – глобальный мир, может рухнуть из-за обычного вируса, у нас есть шанс как минимум не оказаться погребенной под его обломками. И этим шансом можно воспользоваться. Но для этого нужна хорошая стратегия и кадры. Есть ли сейчас у России и то, и другое? Пока ответ отрицательный.

Cпасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал