«Все задания ЕГЭ составлены на основе школьной программы. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ». Знакомые слова? Какие эмоции после прошедшего экзамена по химии они у вас вызывают? Об этом мы и поговорим в этом посте и расставим все точки над «и» в ситуации, которая произошла на ЕГЭ по химии 2020.
Для начала немного сухой и очевидной для сдающих ЕГЭ информации: для того, чтобы, по словам составителей КИМов (в частности, Добротина), успешно сдать экзамен по химии, необходимо пользоваться следующими материалами: демоверсией, кодификатором, в котором перечислены все возможные темы, банком заданий ФИПИ, а также, само собой, сборниками составителей под редакцией ФИПИ. Весь «сюрприз» прошедшего ЕГЭ состоял вот в чём: ни один из вышеперечисленных ресурсов по уровню сложности и формату заданий даже рядом не стоял (!!!) с тем, что встретилось по итогу на экзамене. И, конечно, у всех возникает логичный вопрос: а как в этом случае дети должны были подготовиться и «успешно» сдать экзамен по химии? С помощью чего, если ни в сборниках Добротина, ни в банке заданий ФИПИ, ни в демоверсии им не показали даже близко того уровня и тех форматов заданий, которые от них будут требовать на экзамене? Дети целый год готовились к одному, а на деле получили другое.
Что конкретно мы увидели в КИМах в этом году? Абсолютно полностью перекроенные задания первой части (уже начиная с самого первого из них, дети столкнулись с новым форматом номеров, которые, к слову, ни в одном сборнике ни одного автора никогда ещё не встречались), усложнённые на порядок задания второй части, сплошные подводные камни в обеих частях КИМа. Почему после экзамена я должен слушать от детей, что в 35-ом номере второй части им попалась немного переделанная задача с олимпиады МГУ, в 34-ом номере для решения им необходимо было составить и решить систему уравнений, сплошные иксы вместо полноценных веществ в 33 номере и так далее? Серосодержащие соединения в органике, формулы веществ, ещё никогда не встречающиеся в школьной органической химии, новый тип задач, примеры которого составители дают чуть более чем за месяц до экзамена… Ни сил, ни желания продолжать этот огромный список у меня нет.
Даже если сравнивать прошедший ЕГЭ с самыми сложными вариантами, даваемыми ученикам для подготовки, - всё равно даже в этом сравнительном ряду экзамен показал себя как наиболее жестокий и сложный. Авторы этих продвинутых вариантов сами в непонимании от произошедшей истории: задания реальных КИМов никогда за всю историю ЕГЭ по химии по уровню сложности даже не приближались, и уж тем более не перегоняли по сложности их варианты.
Не подумайте: я не против усложнения экзамена, ни в коем случае. Но! Если усложнять ЕГЭ по какому-либо предмету, то нужно это делать планомерно: 1) нужно предупреждать об изменениях, а не говорить на многотысячную аудиторию, что (цитата) «изменений, кроме 30 и 31 номеров, в этом году не планируется», т.к. речь не об олимпиаде, где школьники могут не знать до конца, что их ждёт, а о едином для всех экзамене, который необходим не только олимпиадникам, но и всем остальным для поступления в вузы; 2) это должно происходить в разумных масштабах, а не путём «засовывания подводных камней», усложнения и изменения самого формата почти каждого (!) задания ЕГЭ; 3) необходимо рассчитывать новое время, отведённое для сдачи экзамена, так как совершенно очевидно, что новые форматы заданий, которые дети никогда в глаза видели, и усложнённые на приличный порядок номера ОБЕИХ частей КИМа требуют для решения и проверки гораздо (!!!) больше времени, чем то, что было отведено.
При наличии факта изменения формата заданий и их значительного усложнения мы не получили от составителей ни одного выполненного пункта из трёх вышеперечисленных: не были предупреждены об этом, и время, естественно, также не было увеличено. А фразой про отсутствие изменений нас просто ввели в огромное заблуждение, хотя очень хочется назвать это не «введением в заблуждение» (простите, но уж слишком мягко), а обманом и преступлением против прав сдающих.
Что мы получаем на выходе из всей этой ситуации: целое море потраченных сил и нервов выпускников, на долю которых, к сожалению, ещё и выпал сложный карантинный период и трижды (!!!) перенос экзамена; потраченные деньги и не преисполненные в жизнь ожидания родителей и их переживания за своих детей, треть которых до сих пор не может отойти от произошедшего; учителей и репетиторов, которые в сложившейся ситуации не могут найти себе места, и многие даже чувствуют свою вину и ту боль, которую испытывают сейчас ученики и их близкие, - хотя ни доли их вины в этом нет, они весь год (а то и больше) усердно и добросовестно готовили своих детей на самые высокие баллы.
В этой ситуации важно понимать одну очень важную вещь: поступление в вуз зависит не от КОЛИЧЕСТВА набранных вами баллов, а от того, какое МЕСТО занимают ваши баллы в общем рейтинге. Баллы в этом году сильно упадут по всей стране, поэтому и рейтинг также останется на месте.
Экзамен не должен быть, как я считаю, русской рулеткой, от которой не знаешь, чего ожидать. Дети должны приходить на него с полным осознанием того, что из предстоящих тем они знают хорошо, а что плохо, что они, скорее всего, напишут, а что нет, и исходя из этого прогнозировать возможные баллы. В условиях экзамена этого года, после которого даже проверяющие его эксперты говорят о том, что подавляющее большинство работ второй части не то что набрали мало баллов, а в принципе нулевые, адекватная стратегия подготовки и прогнозирования баллов – не сработали.